Главная Критические статьи Маховский Я. «ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА». Рецензия на книгу
003_6.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Маховский Я. «ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА». Рецензия на книгу

PDF Печать
Автор: Максим Жаров
Дата публикации: 03.12.2006 18:39
Последняя редакция 23.01.2010 19:12
История пиратства История пиратства

Все познается в сравнении. Если, например, московский издательский дом «Техника — молодежи» пошел по совершенно нормальному и честному пути — написанию собственной «Истории пиратства», пусть неуклюжей, но собственной, то смоленское издательство «Русич» выбрало более легкий путь — просто тиснуть на обложке эти два слова, и представить две чужих друг другу книги. К сожалению, халтурный способ книгоиздания все время расширяется. Последователей стирального порошка «Дося» становится все больше и больше:  ведь если «не видно» разницы, то зачем платить больше, верно?

Вернемся, однако, к нашим баранам. Ответственный редактор книги В. А. Суханова уже на второй странице книги, считает нужным подчеркнуть, что издание посвящено истории морского пиратства, хотя никто не слышал об истории сухопутного пиратства. А на тыльной стороне обложки еще написано и про какую-то историю рыцарей черного паруса. Неужели кто-то действительно до сих пор верит в черные паруса у пиратов?

Чтобы смоленская версия «Истории пиратства» выглядела более-менее прилично, издательство пригласило известного историка А. Б. Давидсона написать предисловие. Аполлон Борисович Давидсон, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН — настоящий профессионал. Он сразу нашел в этих давно устаревших книгах ошибки. Так появление норманнов в Англии Маховский относит к 789 году, хотя сегодня историки называют уже 793 год, конец китайской династии Юань — к 1333 году (вместо 1368 года). Давидсон пишет: «Трудно согласиться с объяснением слова „викинги“, с характеристикой отличий и сходства между флибустьерами и буканьерами и с некоторыми другими оценками». Да и подбор материалов в книге Маховского Давидсон считает неполным.

Думаю, знаменитый историк нашел гораздо больше ошибок, но они были стыдливо опущены издателем. Ведь ему нужно, чтобы книгу хвалили, а не ругали. Однако и сам уважаемый Давидсон также допускает несколько неточностей. Он почему-то считает, что предисловие к первому русскому изданию книги Эсквелелина написал его покойный друг Яков Михайлович Свет, хотя это не так. Предисловие было написано Наталией Кир, а Свет написал примечания. Что с моей точки зрения достойно еще большего уважения.

Но как бы там ни было, Давидсон снова цитирует многострадальное предисловие далекого 1968 года, где утверждалось: «За эти триста с лишним лет никому так и не удалось установить, кто же был этот таинственный Эксквемелин. Об авторе ничего не известно, кроме того, что он сам написал о себе в книге. Даже само имя Эксквемелин — вымышленное, оно не встречается ни в одной стране мира…». Однако эти сведения уже устарели, поскольку несколько десятков лет назад его имя было обнаружено как в архивах Франции, так и Голландии. В связи с этим, например, все англоязычные издания, в отличие от российских, давно печатают в своих предисловиях биографию Эксквемелина.

Не могу согласиться с тем, что книга Эксквемелина «достоверна от первой до последней строки, что все описания там точны и соответствуют действительности», как написано в предисловии. Я уже имел возможность довольно подробно проанализировать содержание этой книги, и выявить множество неточностей, ошибок и несуразностей, которые можно найти в моей статье «Пираты Америки» — великая мистификация". Не могу также согласиться с Давидсоном в том, что книга Эксквемелина — это «вообще единственное подробное личное свидетельство о жизни вест-индских флибустьеров». Ведь есть, например, записки капитанов Бартоломью Шарпа, Уильяма Коули, Уильяма Дампира, не говоря уже о документах тех лет, собранных в специальные журналы в архивах Франции и Англии, где есть донесения губернаторов Тортуги, Санто-Доминго и Ямайки с многочисленными описаниями всего, что происходило в этих колониях. В век Интернета получить копии этих бумаг не составляет труда.

О книге же «Под черным флагом» Я. Маховского, которая была написана лет 30 назад, могу сказать, что она также устарела, и пестрит неточностями и ошибками, как и 300-летняя рукопись Эксквемелина. Более того, эти две книги даже противоречат друг другу. Так одно и то же событие (рассказ о капитане Пьере Ле Гране) Маховский относит к 1665 году (стр. 119), а Эксквемелин к 1662 году (стр. 281).

В главе IV «Пиратство в Карибском море» Маховский даже не делает попытки сказать, что море-то в те времена на большинстве карт значилось как Флибустьерское или уж Испанское, но никак не Карибское. Это название было придумано гораздо позднее, чтобы стереть память о лихих временах флибустьеров.  В этой главе автор вообще перескакивает от одного времени к другому, а потом возвращается обратно, что делает его записки сумбурными, а попытку систематизации никчемной. Маховский делает неправильное утверждение о том, что «с 1652 по 1657 год на Тортуге воцарился страшный хаос и французские губернаторы менялись один за другим» (стр. 116). Хотя на самом деле за это время сменился лишь один — де Фонтене, которого в 1654 году прогнали испанцы, год державшие на острове гарнизон, а затем ушедшие из-за нападения англичан на Санто-Доминго. Затем там поселились англичане под предводительством Элиаса Уотса, который в 1657 году получил от ямайского губернатора Брайна официальную бумагу на управление Тортугой. Как видите никакого хаоса с французскими губернаторами, а просто недостаток информации у автора. А если хотите поподробней узнать о всех губернаторах Тортуги и французского берега Сен-Доменга, то почитайте их список.

Не могу согласиться и с высказыванием, что "флибустьеры начали создавать целые эскадры, плавающие под черным флагом с изображением скелета, прозванного «Веселым Роджером» (стр. 117). Далее следует перечисление имен капитанов, чья слава росла. Современная историография считает, что первые упоминания о черном флаге относятся к началу XVIII века, но никак не к XVII. А список капитанов скорее похож на кучу-малу. Тут и голландец Жамба де Буа (Деревянная Нога), который умер в 1641 году, и никогда не бывал на Тортуге, и шевалье Монбар, чей титул написан почему-то с заглавной буквы, словно это имя. Да и в чем собственно слава последнего, что он такого сделал, что захватил? Кстати, Монбар не упоминается ни в одном архиве мира, а только в книге Эксквемелина, пестрящей ошибками и неточностями.

Далее следует вымысел Маховского о том, что Мансфельдт и Морган «пытались создать республику буканьеров, которая должна была стать своего рода пиратским государством со столицей на Олд-Провиденс». Эти два капитана лишь участвовали в походе на Провиденс (исп. Санта-Каталина), чтобы возвратить эти острова британской короне. Причем участие Моргана в этой экспедиции архивными документами не подтверждается. Вообще, на счет всех этих «пиратских государств» и «вольниц» (стр. 118) сегодня можно смело утверждать: ничего подобного никогда не было! Флибустьеры всегда старались оперировать под прикрытием государств, а государства - использовать их в своих целях.

Не могу пройти мимо смешного высказывания Маховского о том, что «после захвата французами Тортуги в 1640 году некоторое время казалось, что пиратство в районе Карибского моря идет к закату» (стр. 123). Наоборот, захвативший остров французский дворянин Ле Вассер стал выдавать многочисленные каперские патенты против Испании, с которой Франция вела войну с 1635 года. С него-то все и началось. А после подписания мира между Испанией и Объединенными Провинциями (1648), Тортуга вообще стала основной базой корсаров. И уж точно, что никаких нападений на французские и английские владения, как пишет автор (стр. 123-124), флибустьеры с Тортуги не совершали. Они воевали лишь против испанцев.

Остров Кюросао, на который губернатор Ямайки послал в поход капитана Мансфилда (стр. 126), был не испанским, а голландским. И Генри Морган никогда не покупал фрегата «Оксфорд» (стр. 129), поскольку тот был в составе королевского флота и прибыл в Вест-Индию из Англии. И испанцы во времена Моргана не высаживались на Ямайке (стр. 130), а лишь якобы хотели это сделать, чем и воспользовался Морган, чтобы совершить свой набег.

Сами видите, сколько ошибок, порой самых нелепых, и только в одной главе «Пиратство в Карибском море». Тридцать лет назад это еще сошло бы Маховскому с рук, но сейчас все это можно легко проверить по Интернету. Поэтому книгу, написанную в эпоху Варшавского договора, и где сделана неуклюжая попытка систематизировать мировое пиратство, не могу назвать удачной, хотя бы потому, что ее содержание плохо вяжется даже с ее названием. Ведь большинство пиратов всех времен не ходили под черным флагом.

Далее, хочу особо отметить работу смоленского издательства «Русич», правильно пожалевшего хорошую бумагу для этого издания. Книга напечатана на самой дешевой и самой тонкой желтой газетной бумаге, которую только можно найти. Эта бумага не рассчитана на долгое хранение и будет рассыпаться в руках уже через 25 лет. Так что останется у вас лишь толстая обложка, на которой безумный дизайнер в образе пирата изобразил какого-то цыгана в красной рубахе и с усами запорожского казака. Более нелепого коллажа на тему пиратства я не встречал.

Однако не все согластны с моим мнением, поэтому ниже вы можете прочитать другую рецензию на это же издание, опубликованное в газете «Алфавит» в рубрике «Книжное обозрение».

Газета «Алфавит» № 25 (187) от 20.06.2002

Книжное обозрение

«Пиастры!»

Маховский Я. Под чёрным флагом; Эксквемелин А. О. Пираты Америки.— Смоленск: Русич, 2002. 448 c. 7000 экз. (Популярная историческая библиотека).

Увидев на обложке лихого пирата, поворачивающего штурвал, сразу вспоминаешь образы таинственных, бесстрашных, благородных разбойников, навеянные детским и юношеским чтением романов Стивенсона и Дефо, стихами Байрона и Гумилёва. На деле каперы и флибустьеры заметно отличались от вымышленных персонажей в брабантских кружевах под алыми парусами.

В XVII веке выигрыш в политической битве за власть на морях и океанах европейским государствам приносили корсары и буканьеры. После открытия Колумба Испания предъявила права на всю Центральную Америку, Мексику и Перу, обнаружив там колоссальные залежи золота и серебра. Доступ иноземным кораблям в заокеанские земли был закрыт. Но выход нашли: пираты, не признающие границ, ослабляли военную мощь Испании и пополняли не только свои кошельки, но и казну английских, голландских, французских государей, банкиров и купцов.

Научной и научно-популярной литературы о «рыцарях ножа и топора» практически нет. Поэтому два труда, две книги в одной — об истории пиратства и об их повседневном быте — наверняка привлекут внимание любознательного читателя.

«Под чёрным флагом» Маховский собрал героев античности и средневековья. Европейские, арабские, китайские, малайские, индонезийские головорезы... Офицеры и матросы, чиновники и простые воры, благочестивые и безбожники. Наконец, женщины. Куда ж без них?

Вторая книга — единственное документальное свидетельство участника событий. Сухим, беспристрастным языком рассказывается о животных, растениях и «ресурсах» далёких островов Карибского моря. Неудивительно — поэты среди пиратов не приживались, зато бухгалтеры и учётчики чувствовали себя отлично. Ехали-то не за туманом...

Главные герои, конечно, пираты. Истинное лицо любителей чистогана неприглядно. Сброд самого разного толка сбивался в банды-команды, чтобы грабить и убивать: «Олоне (имя пирата.— Е.Е.), для которого смерть десяти или двенадцати человек ровным счётом ничего не значила, выхватил саблю из ножен и на глазах у всех остальных изрубил испанца в куски...»

 
(44 голосов, среднее 4.86 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (32 постов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить