Главная Критические статьи Воробьев Б. "ПОД ФЛАГОМ СМЕРТИ". Рецензия на книгу
003_6.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Воробьев Б. "ПОД ФЛАГОМ СМЕРТИ". Рецензия на книгу

PDF Печать
Автор: Виктор Губарев
Дата публикации: 08.07.2011 11:07
Последняя редакция 11.07.2011 12:58

Рецензия на книгу Б. Т. Воробьева «Под флагом смерти» (М.: Современник, 1997. – 189 с.)

Из аннотации: «…Имена таких пиратов, как Дрейк, Морган или Кидд, на слуху у многих поколений, но автор настоящей книги лишь вкратце упоминает о них, сосредоточивая внимание читателя на именах почти неизвестных…»

Из газеты «Вече Твери»: «Борис Воробьев знает много удивительных фактов из жизни пиратов… Книга Бориса Воробьева о пиратах, изданная еще в 1997 году, с тех пор обогатилась новыми сведениями. Писатель готов предложить мировую историю пиратства, лишь бы нашелся издатель. Возможно, нам еще удастся прочесть новые легендарные рассказы Бориса Воробьева о знаменитых пиратах».

Под флагом смерти. Б.ВоробьевМожет, и не стоило писать наш отзыв на книгу тринадцатилетней давности, но, поскольку сведения из сего «кладезя истории морского разбоя» нередко перепечатываются последователями Бориса Тимофеевича Воробьева, хотелось бы обратить их внимание на некоторые досадные несуразности, вкравшиеся в текст упомянутой книги.

Эти несуразности, конечно, стали возможны лишь по той простой причине, что автор подошел к теме пиратства как начинающий любитель. И, как у всякого начинающего любителя, в его творчестве содержится много восторженных «открытий Америк» (которые он открывает, прежде всего, для себя самого) и совершенно отсутствует какая бы то ни была новизна. Более того, даже к общеизвестным фактам он относится не с позиции их критического пересмотра, а слепо веря всему, что до него написали другие любители темы пиратства.

В «Предисловии», вводя читателей в курс дела, Б. Т. Воробьев тут же вводит их в заблуждение, когда уверяет, что «голландцы называли своих пиратов флибустьерами (впоследствии этим словом стали называть всех пиратов вообще), итальянцы – корсарами, а в Вест-Индии их именовали буканьерами» (с. 4). Не вдаваясь в подробный анализ этимологии названных терминов, отметим лишь, что флибустьеры (flibustiers) – слово французское (хотя и произошло от голландского vrijbuiter), применялось французами для обозначения, в основном, французских морских разбойников, базировавшихся на островах Тортуге и Сен-Доменге (Гаити) и действовавших (обычно с каперскими лицензиями, то есть как корсары) преимущественно против испанских кораблей и поселений в Вест-Индии. Корсары – это не пираты! Корсарами в странах романской языковой группы (Франции, Испании, Италии, Португалии) именовали частных предпринимателей, оперировавших с разрешения властей против судоходства и прибрежных поселений противника (в силу выданной им каперской или корсарской лицензии). В Вест-Индии буканьерами (boucaniers) называли не пиратов, а вольных охотников, живших на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Поскольку часть буканьеров влилась в команды флибустьеров, последних англичане в последней трети XVII века стали именовать на свой манер буканирами (buccaneers); позже в англоязычной литературе и традиции буканирами стали именовать всех пиратов Америки. Многие переводчики с английского на русский почему-то переводят слово buccaneer как «буканьер», тем самым еще больше запутывая отечественных читателей…

Появление каперов на исторической арене Б. Т. Воробьев датирует эпохой французского короля Франциска I (1494-1547); при этом он считает их «государственными пиратами» (с. 4). В действительности каперы (корсары) появились в средневековой Европе на рубеже XIII-XIV веков, но, будучи частными лицами, они никогда не были «государственными пиратами». Государственными пиратами в международном праве принято именовать рейдеров – военные корабли, которые вели на море тотальную войну против торговых и пассажирских судов вражеских держав (не придерживаясь при этом международных договоров о недопустимости уничтожения военными силами гражданских судов).

В следующем предложении автор отграничил флибустьеров и корсаров от каперов, наивно полагая, что первые «грабили всех и вся на свой собственный страх и риск», а каперы – лишь с разрешения своих правительств, которые выдавали им «специальные свидетельства, называемые патентами»; за это каперы «получали определенный процент от добычи, а остальное отдавали в казну».

Удивительно, как можно простые истины запутать до такой степени! Во-первых, каперы – это те же корсары, только в странах германской языковой группы (а в англоязычных странах каперов именуют приватирами, то есть «частниками»). Во-вторых, свидетельство и патент – суть одно и то же. Эти специальные полномочия (свидетельства, патенты, грамоты, лицензии) именовались letters of marque (бумаги с печатью), и в русском языке их обычно именуют каперскими свидетельствами (или каперскими патентами, или каперскими грамотами…). В-третьих, каперы (арматор-судовладелец, а также капитан и команда каперского судна) получали бОльшую часть добычи, а в казну (чаще же — верховному адмиралу) поступал определенный процент (обычно 10%).

Далее Б. Т. Воробьев делает оговорку, утверждая, что «каперы посылались в море лишь во время войны и грабили только корабли противника». На самом деле каперы могли действовать и в мирное время, но не в силу каперской грамоты, а в силу так называемого репрессального свидетельства; этот документ давал право на репрессалию (возмездие) и смысл его сводился к праву возместить ущерб, нанесенный частному лицу одного государства частными лицами другого государства (например, в результате пиратского захвата).

Последующие страницы «Предисловия» посвящены описанию пиратства на Средиземном море в период античности. Рассказав о деяних Гнея Помпея и его сына Секста, автор переносится в раннее Новое время. В эту эпоху, по его мнению, и в Средиземном море, и в Вест-Индии возникли «целые государства и республики» пиратов, причем в Средиземноморье «такими государствами являлись Тунис, Алжир, Триполи», а в Вест-Индии«пиратские братства Тортуги, Ямайки и Багамских островов» (с. 13).

Не хотелось бы устраивать здесь ликбез, однако, учитывая, что подобные заблуждения свойственны многим книгам по истории морского разбоя, придется все же напомнить формулировку классика: государство есть аппарат насилия, призванный держать общество под контролем этого аппарата (он включает в себя административную систему управления, армию, полицию, судебную систему, прокуратуру, тюрьмы и т.д и т. п.), а также регулировать общественные отношения, защищать страну от внешних врагов и пр. Пиратских государств (республик, империй и т. д.) никогда не существовало на нашей планете – ни в древнем мире, ни в средние века, ни в новое и новейшее время. Потому что государство и пиратское сообщество – антиподы. В Тунисе, Алжире, Триполи и даже в Марокко имелись базы корсаров, на Тортуге, Ямайке и Багамах имелись базы и убежища корсаров и пиратов, однако ни в странах Магриба, ни на островах Вест-Индии никогда не существовало пиратских государств! Пора эту нехитрую истину давно усвоить и больше не морочить читателям головы (особенно молодым и неискушенным читателям, которые привыкли всё, написанное умными дядями, принимать на веру).



 
(44 голосов, среднее 4.27 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (0 постов)

Комментарии  

 
# азазель 10.11.2011 04:15
в пух и прах!!! :D
бедный г-н Воробьёв,после прочтения Вашей "работы над ошибками" наверняка обхватил руками голову и пол часа истерически сотрясался в безутешных рыданиях по поводу развеянного мифа о каких-либо достоверных знаниях предмета автором :o
а Вам,г-н Губарев,спасибо за профессиональный(хот я Вы ссылки на источники Вашей версии событий и людей не указали)абардаж ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# VITAZZZ 24.09.2013 20:50
Отличная рецензия :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить