Главная Критические статьи Воробьев Б. "ПОД ФЛАГОМ СМЕРТИ". Рецензия на книгу
003_1.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Воробьев Б. "ПОД ФЛАГОМ СМЕРТИ". Рецензия на книгу

PDF Печать
Автор: Виктор Губарев
Дата публикации: 08.07.2011 11:07
Последняя редакция 11.07.2011 12:58

Глава третья озаглавлена «Пират на папском престоле» и посвящена биографии римского папы (точнее антипапы) Иоанна XXIII (в миру – Балтазар Косса) (с. 78-102). Данная глава представляет собой вольный пересказ антикатолического романа Александра Парадисиса «Жизнь и деятельность Балтазара Коссы». Ну, роман – он и в Африке роман. При чем здесь история пиратства?

В четвертой главе автор повествует о «варварийских пиратах XV-XVI веков» (с. 103) (на самом деле – о периоде XVI-XIX веков) (с. 104-130). При этом читателю преподносится вольный пересказ событий, взятых из книг уже упоминавшихся Маховского и Нойкирхена, с добавлением книги Иоганна Вильгельма фон Архенгольца, коего Б. Т. Воробьев – вслед за своими плохо информированными предшественниками – упорно именует «Ф. Архенгольц» (с. 109, 121). Все ляпы и ошибки, допущенные Маховским, Нойкирхеном и Архенгольцом (а также переводчиками их произведений на русский язык) автоматически попали и в рецензируемую книгу. Среди этих ошибок – неправильное написание имени отца Аруджа и Хайр-ад-Дина Барбароссы (Якоб Рейс; в действительности Рейс – это не фамилия, а указание на то, что он был капитаном –  реисом или раисом; следовательно, его звали Якоб-реис, или Якуб-реис). Правитель Туниса не передавал во владение пиратов остров Джербу (с. 107), а лишь разрешил им там поселиться и использовать его гавань в качестве своей базы. Соответственно, Джерба никогда не была «родовым гнездом братьев Барбаросса» (с. 119). Настоящее имя Хайр-ад-Дина было Хызыр, а не Ацор (с. 108, 110). Мальта – это все же название острова, а не города (с. 122). Алжир и Тунис не стали независимыми государствами в конце XVI века (с. 125, 127); фактически они стали полунезависимыми государствами в начале XVIII века, но при этом формально сохраняли вассальную зависимость от Турции до XIX века. Варварийцы (т. е. берберы) никогда не считали пиратство своим «фамильным промыслом» (с. 127) и никогда не придавали ему «государственный статус» (там же). Так называемые «варварийские корсары» (т. е. корсары из Варварии или Берберии) в основной своей массе вообще не были варварийцами (берберами); морским разбоем занимались базировавшиеся в портах Магриба турки-османы, изгнанные из Испании мориски и европейцы-ренегаты, перешедшие на службу к местным правителям.

Глава пятая полностью посвящена «пиратам-утопистам» Миссону и Караччиоли (с. 132-132). Автор переписал всю информацию о них из книг Я. Маховского, А. Б. Давидсона и В. А. Макрушина. Детально разбирать биографии Миссона и Караччиоли нет смысла, поскольку вся история о якобы основанной ими пиратской коммунистической республике Либерталии была выдумана автором «Всеобщей истории пиратов» капитаном Чарлзом Джонсоном (возможно, это псевдоним писателя Даниеля Дефо). Впрочем, в указанной главе имеется любопытная ремарка Б. Т. Воробьева, свидетельствующая о том, что он не лишен самокритичности. Процитируем ее:

«- Ну и что? – скажет кое-кто из читателей, дочитав до конца нашу историю. – Какие новые факты открыл нам автор? Ведь обо всем, о чем он рассказал, можно узнать из уже написанных книг, например, из «Истории морского пиратства» польского публициста Яцека Маховского, которая была издана у нас еще в 1972 году.

В этом смысле читатель будет абсолютно прав. Действительно, фактологический материал нашего очерка не обогатился новыми архивными находками, однако сюрприз читателей все же ожидает.

Говоря о читателях, мы имеем в виду ту многочисленную читательскую аудиторию, которая называется массовой и, стало быть, далеко не всегда находится в курсе различных научных розысков…» (с. 140).

И какой же сюрприз подготовил читателям Б. Т. Воробьев? Да никакого! Автор просто пересказал уже известный читателям материал из книги А. Б. Давидсона и В. А. Макрушина о том, что под псевдонимом «капитан Чарлз Джонсон» мог скрываться Даниель Дефо.



 
(51 голосов, среднее 4.18 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (0 постов)

Комментарии  

 
# азазель 10.11.2011 04:15
в пух и прах!!! :D
бедный г-н Воробьёв,после прочтения Вашей "работы над ошибками" наверняка обхватил руками голову и пол часа истерически сотрясался в безутешных рыданиях по поводу развеянного мифа о каких-либо достоверных знаниях предмета автором :o
а Вам,г-н Губарев,спасибо за профессиональный(хот я Вы ссылки на источники Вашей версии событий и людей не указали)абардаж ;-)
 
 
# VITAZZZ 24.09.2013 20:50
Отличная рецензия :lol: