Главная Критические статьи Ципоруха М.И. «ПОД ЧЕРНЫМ ФЛАГОМ». Рецензия на книгу
003_7.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Ципоруха М.И. «ПОД ЧЕРНЫМ ФЛАГОМ». Рецензия на книгу

PDF Печать
Автор: Вячеслав Волков
Дата публикации: 10.07.2009 12:25
Последняя редакция 23.01.2010 19:12

Под черным флагом. М.ЦипорухаМосковское издательство «НЦ ЭНАС» выпустило новую научно-популярную книгу по истории морского разбоя — «Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства». Автор — известный историк флота Михаил Исаакович Ципоруха, перу которого принадлежат такие известные книги, как: «Человек строит корабль. Очерки судостроения и мореходства» (М.: Наука, 1992, совместно с Владимировым), «Российские мореходы. История русского флота» (М.: Познавательная книга Плюс, 2003), «Покорение Сибири: От Ермака до Беринга» (М.: Вече, 2004), «Древние мореходы и загадки планеты» (М.: Вече, 2005), «Забытые исследователи русских морей» (М.: Воениздат, 2005) и многих других.

По своим принципам работы с источниками, и отчасти литературному стилю, М. И. Ципоруха сильно напоминает А. Б. Снисаренко, что, конечно же, является большим «плюсом», во всяком случае, вызывает к его книгам значительно больше доверия, чем к другим популярным «историко-пиратским» изданиям. Много цитат, причем почти все они к месту и в строго необходимом объеме, факты, как правило, проверенные, при этом изложение их максимально «неакадемическое», приближенное к художественной литературе. Особенно заметно внимание к деталям, относящимся к кораблестроению, вооружению, навигации. Кроме того, подобно «Эвпатридам удачи» и другим книгам «удачной» серии Снисаренко, выбираются оригинальные названия для глав и разделов.

Все эти черты в полной мере свойственны и новой книге «По черным флагом», хотя заглавие ее без подзаголовка, в сущности, повторяет оригинальное название старой книжки польского журналиста Я. Маховского 1968 года (рус. пер. 1972, 1993, 2003 и др.). Разделы книги носят сугубо «злободневные» названия вроде «Бои без правил», «Бандитский беспредел», «Крышевание по-королевски», «Братва на джонках» и т. п. Сам я, признаться, не одобряю такого «модернистского» подхода к выбору заголовков тем, однако признаю целесообразность его как с точки зрения рекламы самой книги, так и желания автора заинтересовать ею «неинтеллигентного», в первую очередь молодого, читателя.

Книга вышла в серии «Другая история», что само уже по себе предполагает некий новаторский подход автора и к самим рассматриваемым проблемам, и к методам их решения. Прежде всего, в анонсе сам М. И. Ципоруха заявляет, что книга его не столько о самих пиратах и корсарах, сколько об истории борьбы с ними. «Пиратству — бой!»,- вполне в духе времени сакраментально провозглашает Михаил Исаакович. Трудно сказать, насколько удался автору его замысел, в той или иной степени традиционно декларируемый практически всеми историками морского разбоя. На мой взгляд, военным операциям против пиратов, тем более удачным, отведено не более пятой части общего объема книги, все остальное занимают более-менее детальные описания подвигов самих «джентльменов удачи».

Оригинальность подхода М. И. Ципорухи, как человека, поднаторевшего в изучении древнего кораблестроения, выразилась также в том, что в сравнении с другими авторами он уделил гораздо большее внимание пиратам Древнего мира. Из 384 страниц книги им посвящено целых 75 страниц, в том числе не менее 7 страниц занимают описания морских походов этрусков, а 8 страниц — описание пиратских подвигов Секста Помпея и борьбы с его флотом Агриппы и Октавиана. Для обзорной работы сравнительно малого объема это довольно необычно, хотя и весьма спорно. Справедливо отмечается, что впервые примененный в 191 году до н.э. родосским флотом «греческий огонь» выбрасывался с кораблей не с помощью сифонов, как в VII веке н.э., а посредством обычных бочек и установленных на носу корабля балок. Приводя схему распределения флота Помпея Великого, разгромившего средиземноморских пиратов в 67 году до н.э., автор не забывает сослаться при этом на впервые составившего ее А. Б. Снисаренко, хотя вообще его книга ссылок не имеет. Подобный уважительный подход к чужим научным заслугам, разумеется, импонирует любому серьезному исследователю.

Едва ли не впервые в подобной книге целый раздел отведен арабским пиратам и борьбе с ними византийцев. Другие авторы подобных работ, как правило, излагают эту тему очень бегло, хотя, надо сказать, историческими документами она освещена достаточно хорошо. Касаясь деталей, заметим, что факт заимствования арабами названий кораблей у византийцев, например, «драмуны» от «дромона», оспаривается рядом исследователей, допускающих и обратное влияние, т. е. приоритет арабов (См., например: Шумский Т. А. «По следам Синдбада Морехода. Океанская Аравия». М.: Мысль, 1987).

В разделе о викингах оригинального мало, зато довольно подробно повествуется о средневековых балтийских витальерах, ликеделерах и борьбе в ними Ганзейского союза. Оставив в стороне спорный вопрос о правомерности использования названия «баллисты» применительно в метательным машинам ганзейских коггов XIII-XIV веков, заметим, что едва ли не впервые в литературе о пиратах отмечены попытки ликеделеров перестроить захваченные ганзейские суда по своему усмотрению (стр. 155). Ссылаясь на А. Б. Снисаренко, автор называет точную дату появления витальеров — 1392 год, а также обоснованно связывает происхождение идеологии немецких «друзей Бога и врагов всего мира» с учением чешских гуситов, которое, в свою очередь, сформировалось под влиянием идей англичанина Джона Уиклифа (стр. 162). Правильно отмечается, что после поимки наиболее «непримиримых» ликеделеров вроде Штертебекера и Михеля, имели место удачные попытки превратить их в корсаров, т. е. использовать «на государственной службе».

Касаясь раздела о мусульманских пиратах Средиземного моря XVI века, отметим, что, хотя никаких новых фактов мы здесь не находим, все же гораздо обстоятельнее изложена история завоевания французами Алжира в 1830 году, которое положило конец их господству. Недостаком является полное отсутствие информации об участии американского флота в борьбе с варварийскими пиратами.

Глава об английских корсарах XVI века (ДрейкеРэйли и др.) содержит необходимый минимум «хрестоматийных фактов», однако о голландских пиратах информации намного меньше, упомянуты лишь экспедиции Оливера Ван-Норта. Раздел о «пиратской классике», т. е. карибских корсарах и пиратах XVII столетия, в основном следует основным источникам — мемуарам А. О. Эксквемелина и «Всеобщей истории пиратов» Ч. Джонсона.

От колоритных описаний приключений и подвигов Счастливчика Эйвери, капитана Кидда автор плавно переходит к мадагаскарской «республике» Либерталии, которое он, в отличие от современных авторов, считает все же не только реальным фактом истории, но и вообще «первым государством, построенным на уравнительных социалистических принципах». Справедливо отметив, что имя самого провансальца Миссона, помимо «Всеобщей истории» Ч. Джонсона, упоминается и в судебном отчете по делу Кидда, автор замечает, что главными условиями существования «пиратской республики» в бухте Диего-Суарес, были первоначально удачные попытки Каррачиоли и Миссона установить добрососедские отношения с туземцами, а также заинтересованность в этом местных морских грабителей. Попытки Миссона как-то подчинить себе местные племена, расширив территорию своего «коммунистического государства» и, возможно, навязать им при этом свои «уравнительные принципы», стала одной из главных причин гибели Либерталии после набега мальгашей в 1703 году. Ассимиляция белого населения пришедшей в упадок «пиратской республики», засвидетельствованная Вудсом Роджерсом, во многом напоминала позднейшую судьбу остатков мятежной команды «Баунти», сохранившегося на острове Питкерн до XX века.

Теперь о недостатках.

Книга М. И. Ципорухи, разумеется, отнюдь не претендует на какую-то «академичность» или «энциклопедичность», поэтому полное отсутствие ссылок на источники и литературу вполне можно простить. Однако в отношении некачественных, пускай и черно-белых, иллюстраций, позволю себе не согласиться. Дело в том, что в книге, как и в трудах А. Б. Снисаренко, некоторые иллюстрации малоизвестны широкому читателю, при этом качество их оставляет желать лучшего, что мешает их просто разглядеть в деталях. Так, на стр. 87 приведен рисунок дромона из византийского кодекса IX века, но он настолько мал и нечеток, что названия деталей не видны вовсе. Возникает резонный вопрос, зачем надо было приводить подобный рисунок вообще? Это же самое касается изображения арабских парусников на стр. 113, английского нефа XIV в. на стр. 152, «Золотой Лани» Френсиса Дрейка на стр. 233 и др. Если бы речь шла о «набивших оскомину» пиратских гравюрах-портретах (стр. 185, 213, 250, 263, 292, 294 и др.), фотографиях судов викингов (стр. 118), или фрагменте гобелена из Байе (стр. 143), то это было бы еще терпимо, поскольку эти иллюстрации встречаются во многих изданиях и уже разошлись по всему Интернету.

По качеству своих иллюстраций, книга М. И. Ципорухи значительно уступает книгам А. Б. Снисаренко, напечатанным, кстати, на гораздо худшей (а в случае с «Джентльменам удачи» (СПб., 1997) — вообще газетной) бумаге.

В итоге можно резюмировать факт появления на книжном рынке добротной научно-популярной, или, если угодно — научно-художественной работы, в которой неискушенный читатель найдет необходимый минимум информации по истории морского разбоя.

Особенно полезна книга любознательным школьникам и гимназистам.

 
(24 голосов, среднее 4.29 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (4 постов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить