Чарльз Элмс "Пираты. Рассказы о знаменитых морских разбойниках". 5 г., 9 мес. назад
Репутация: 5
В московском издательстве "Центрполиграф" вышла книга американского публициста и пиратоведа Чарльза Элмса "Пираты. Рассказы о знаменитых морских разбойниках". Эта увлекательная книга, посвященная истории морского пиратства, уникальна широтой охвата темы: в ней рассказано о датских, норманнских, испанских, вестиндских, малайских, алжирских и многих других жестоких и беспощадных морских разбойниках, наводивших страх на моряков и мирный торговый люд в разных районах Мирового океана. Повествования о жизни флибустьеров, дополненные материалами судебных процессов, отчетами адмиралтейства, рассказами несчастных, попавших в руки пиратов, о страданиях и злоключениях, которые им пришлось пережить, позволят узнать много интересного всем, кто интересуется захватывающими историями о людях, плававших под черным флагом много лет назад. Впервые книга появилась в 1837 году под названием "The Pirates Own Book: Authentic Narratives of the Most Celebrated Sea Robbers" и с тех пор выдержала не менее 9 изданий. На русском языке книга печатается впервые, перевод - Е.В.Ламановой. Желающие, свободно владеющие английским языком, могут сравнить её перевод с оригиналом, текст которого давно выложен для свободного доступа в сети www.gutenberg.org/files/12216/12216-h/12216-h.htm
Информацией из книги Чарльза Элмса несомненно пользовались в своих исторических работах известные отечественные пиратоведы Дмитрий Николаевич Копелев и Виктор Кимович Губарев. Причем особым искажением Ч.Элмса отличился доктор исторических наук Д.Н.Копелев. В последней своей работе "Пиратство в XVI-XVIII веках: На острие мировой политики" он примудрился трижды неверно указать место первого издания книги 1837 года: на стр.116 Портленд, на стр.122 Балтимор, на стр.515 Салем.
Хотя на самом деле в Портленде книга выходила в 1855 году, в Салеме в 1924 г. Учитывая тот факт, что Ч.Элмс был бостонским продавцом, то есть все основания предполагать, что первое издание книги увидело свет в Бостоне.
То, что книга Чарльза Элмса привлекла внимание историков - не удивительно. Во-первых, Ч.Элмс откровенно старался подражать автору XVIII столетия Чарльзу Джонсону (предположительно Даниэлю Дефо) и его "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами" (1724 г.), а многие пиратские биографии из работы Джонсона, как в сокращенном виде, так и целыми главами органически вписались в работу Элмса. Во-вторых, первое издание книги 1837 года было настолько ярко и хорошо проиллюстрировано, что многие рисунки из первого издания до сих пор активно эксплуатируются подавляющим числом книг и статей о морских разбойниках и пиратах. Причем и тут успел отличиться доктор исторических наук Д.Н.Копелев, который в книге "Раздел Океана в XVI - XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства" датировал рисунки из книги Ч.Элмса XVIII веком (стр.377, 439, 443, 469, 495, 517). Согласитесь, негоже профессиональному историку так относиться к графическому материалу.
Ну и в-третьих, именно графический материал данной книги навсегда вписал её в сокровищницу исторических работ и источников по истории пиратства. На её страницах и гравюрах впервые появляются одноглазые и одноногие разбойники, которые стали прототипами художественного изображения пиратов и дали толчок к созданию их шаблонного образа.
Остается только приветствовать тот факт, что в русском издании сохранились все оригинальные рисунки 1837 года, без которых книга Элмса была бы неполной.
Ранее русскоязычный читатель уже имел возможность заочного знакомства с книгой Ч.Элмса в "Энциклопедии пиратов" Жана Рогожинского в статье "Книга пиратов" (стр.249-251). Характеризуя работу Ч.Элмса как "книга ужасов", Ж.Рогожинский акцентировал внимание на том моменте, что Элмс, черпая свои истории из произведений разных авторов, ограничивается только жуткими историями, не обращая внимания на героические фигуры. Когда же разбойники, по мнению Ж.Рогожинского, казались Элмсу недостаточно страшными, он добавлял в их биографии вымышленные детали. Кроме того удивительно, что Элмс обходит молчанием в своей работе карибских пиратов Эксквемелина, хотя среди них были такие колоритные злодеи как Франсуа Олоне.
Тем не менее, работа Чарльза Элмса богата не только вымышленными деталями, но и неточносями в пересказах биографий (например, из книги Ч.Джонсона). Причем таких неточностей настолько много, что читателю следует быть внимательным и критически относиться ко всему, о чем пишет Ч.Элмс. Книга Чарльза Джонсона итак содержит достаточное количество вымыслов, а в пересказе Чарльза Элмса число этих баек увеличивается в разы.
Во всем остальном, "Пираты" Чарльза Элмса - типичный пример беллетризованной литературы о пиратах, которая в современных условиях превратилась в научно-популярную литературу, но никак не в полноценный исторический труд. Похожим образом сегодня написаны многие книги о пиратах.