Г. Благовещенский "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА" 10 г., 5 мес. назад
Репутация: 21
Издательства АСТ (Москва) и Астрель-СПб в серии "Историческая библиотека" выпустили очередной труд по истории морского разбоя - "Всемирную историю пиратства" (509 с., 2010 г.). Ее автор - некий Глеб Благовещенский. Поскольку я никогда не слышал о таком историке-пиратологе, поискал о нем информацию в сети. Оказывается, его перу принадлежат книги о гаданиях на картах Таро, хиромантии, нумерологии, тайных обществах и сектах и Наполеоне.
Имея за плечами такой солидный запас публикаций, Глеб Благовещенский решил "замахнуться" и на совершенно новую для него тему - поведать российскому читателю о "потрясающих воображение судьбах" "самых колоритных морских разбойников". Источниками для написания этой "Всемирной истории..." послужили статьи из Интернета и широко известные отечественному читателю книги "Ф.Архенгольца" (в смысле И.В. фон Архенгольца), Дефо (Чарльза Джонсона), Эксквемелина и Ж. Рогожинского. Нет смысла анализировать все 500 с лишним страниц указанной книги, приведу лишь несколько, наугад выбранных, отрывков.
В биографии Фрэнсиса Дрейка читателей уверяют, что в 1568 году он вместе с Хоукинсом "как обычно (?), совместно промышляли в Карибском регионе", где у "портового городка" (?) Сан-Хуан-де-Улуа попали в испанскую засаду. "В завязавшейся баталии практически все корабли Хоукинса получили серьезные повреждения, но ему с Дрейком не только удалось спастись, но и довести до родных берегов все суда" (с. 30). Интересно, откуда автор выкопал эту недостоверную информацию?
На с. 32 специалисты по истории парусного флота могут изумиться упоминанию о том, что пинасса Дрейка "Сван" водоизмещением 25 тонн была на самом деле бригом, на котором он захватил "два крупных фрегата"; на с. 34 легкий барк Дрейка "Паша" назван почему-то "внушительным 70-тонным фрегатом" (!).
На с. 37 описывается подготовка к походу Дрейка в Перу, которое, оказывается, расположено на восточном побережье Южной Америки (!). При этом флагманом Дрейка назван "хорошо вооруженный фрегат "Пеликан"" (с. 38). Ясно, что Глеб Благовещенский пока что плохо разбирается в типах парусных судов, если на полном серьезе именует галеон Дрейка фрегатом. На той же странице подается еще одна недостоверная информация: будто у берегов Африки команда Дрейка "взяла на абордаж свяше десяти кораблей". На с. 39 автор снова допускает "ляп", уверяя, что суд над Томасом Доути осуществлялся "на основании свидетельств лорда Уильяма Бургли и корабельного плотника Эдварда Брайта". Выходит, госсекретарь Англии сэр Уильям Сесил, он же лорд Берли, плыл вместе с корсарами?. Дальше - больше. Перуанская столица Лима названа "морским портом", как и Кальяо (с. 40). Джентльмены, заглядывайте иногда в атласы! Лима - не порт; ее "морскими воротами" является порт Кальяо. И тут же, ниже, уже без былого удивления читатель может узнать о том, что галеон "Какафуэго" на самом деле был... шлюпом (!), "до самого борта (?) начиненный ценностями". Апофеозом мифотворчества стала уникальнейшая информация уважаемого автора о том, что, посетив Калифорнию, Дрейк повернул назад, "блестяще провел фрегат через Магелланов пролив и, делая остановки лишь на островах и обойдя Испанию, благополучно достиг Плимута 26 сентября 1579 года" (!!!) (с. 42). Приплыли... Оказывается, Дрейк так и не смог завершить свое знаменитое кругосветное путешествие 1577-1580 годов, вернувшись домой через Магелланов пролив в 1579 году! А мы то думали... а мы так верили прежним недобросовестным авторам...
Под занавес - небольшой "перл" из биографии Пьера ле Грана:
"Пьер ле Гран, которого больше знали под кличкой "Пьер Француз" (?!), был предприимчивым французским пиратом. Но хоть он и родился в Нормандии (Франция), но судьба его сложилась так, что он стал буканьером, то есть карибским пиратом (?). Его базой стал остров Тортуга; на какое-то время там обрели для себя пристанище очень многие пираты. Для того чтобы быть настоящим (?!) буканьером, необходим корабль (!)..." (с. 325). М-да, Пьера по кличке Большой (ле Гран), оказывается, звали еще и Пьером по кличке Француз!
Дальнейшее комментирование, думаю, лишено смысла. Остается лишь удивляться, как такой откровенно "сырой" любительский материал мог попасть в весьма солидную историческую серию?
Мне это живо напомнило один мой разговор с очередным автором Самиздата. Суть была в том, что сей муж поспорил с кем-то, что за месяц изучит тему пиратства и напишет книгу. Сказано - сделано. Книга была опубликована, слава Богу, только виртуально. Спор выигран. Мне стоило немалых трудов убедить того автора снять с публикации его творение.
Книга Благовещенского, судя по отзыву и по тем источникам, которые использовались, из той же серии
Re:Г. Благовещенский "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА" 10 г., 4 мес. назад
Репутация: 21
Читая подобного рода "творения", невольно вспоминаешь басню Крылова:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.
Re:Г. Благовещенский "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА" 10 г., 3 мес. назад
Репутация: 6
Спасибо за исчерпывающую рецензию на сей "ученый фолиант"! Хорошо, что сам я так и не решился выбросить на него деньги! Между прочим, книга Благовещенского о пиратах подозрительно быстро исчезла с прилавков очень модной столичной книжкой сети "Новый книжный". Весьма возможно, что дело не во "всеядности" неискушенных читателей, а в указанных очевидных "ляпах"?
Сам же приобрел пару недель назад, кажется, что-то получше:
Бренда Рейф Льюис. "Пиратский кодекс: от знаменитых разбойников прошлого до последних отщепенцев наших дней" ("The Pirate Code". М.: Астрель, 2010. Перевод И. Алчеева).
Klerkon писал(а): Спасибо за исчерпывающую рецензию на сей "ученый фолиант"! Хорошо, что сам я так и не решился выбросить на него деньги! Между прочим, книга Благовещенского о пиратах подозрительно быстро исчезла с прилавков очень модной столичной книжкой сети "Новый книжный". Весьма возможно, что дело не во "всеядности" неискушенных читателей, а в указанных очевидных "ляпах"?
Не думаю, что книготорговцы могли убрать с прилавков книгу из-за того, что им стало "стыдно" ее продавать в виду низкого качества продукта. Скорее всего, ее разобрали неискушенные в теме читатели, надеявшиеся узнать из нее "всю историю пиратства". Между прочим, в Донецке книга Глеба Благовещенского по-прежнему продается (в "Буклете", на книжном рынке, ее минимальная цена - 85 гривен; если перевести в российские рубли, то эта цифра вырастит в 4 раза).
Victor Gubarev писал: Под занавес - небольшой "перл" из биографии Пьера ле Грана:
"Пьер ле Гран, которого больше знали под кличкой "Пьер Француз" (?!), был предприимчивым французским пиратом. Но хоть он и родился в Нормандии (Франция), но судьба его сложилась так, что он стал буканьером, то есть карибским пиратом (?). Его базой стал остров Тортуга; на какое-то время там обрели для себя пристанище очень многие пираты. Для того чтобы быть настоящим (?!) буканьером, необходим корабль (!)..." (с. 325). М-да, Пьера по кличке Большой (ле Гран), оказывается, звали еще и Пьером по кличке Француз!
Дальнейшее комментирование, думаю, лишено смысла. Остается лишь удивляться, как такой откровенно "сырой" любительский материал мог попасть в весьма солидную историческую серию?
Автор книги действительно тупанул. Если бы он внимательно читал Эксквемелина, то не путал бы Пьера Большого (ле Гран) родом из Дьеппа, о котором речь идет на стр.59-61 (в советском издании 1968 года) с Пьером Французом родом из Дюнкерка (стр.68-69). Г.Благовещенский писал (стр.325): По одним источникам, под его началом было 26 человек, по другим же - 28.
Источник один - это книга Эксквемелина. Согласно ей, у Пьера Большого в команде было 28 человек, у Пьера Француза - 26 человек. Именно биографию Пьера Француза из книги Эксквемелина приводит Глеб Благовещенский. А значит родился он не в Нормандии, а в регионе Нор — Па-де-Кале.
Самое удивительное, что автор неоднократно цитирует Эксквемелина, значит всё таки читал, но не дочитал
Совсем уж забавным у Г.Благовещенского выглядит биография индийской династии Ангрия на стр.470, которая названа династией "негров-мусульман" Тут автор явно повторил байку из книги Ж.Рогожинского, в которой династия Ангриа названа "семьёй негров-мусульман". Склонен думать, что это всё же фантазии переводчиков (они в той книге много нафантазировали). Даже на представленной в книге фотографии скульптуры Конходжи Ангрия он вовсе не похож на негра, и уж тем более абсурдно со стороны автора представлять его в образе Бхагавати(!) ("благословенная" - санскр., южноиндийская богиня болезней)
Автор даже не подумал о том, что династия негров-мусульман никак не может быть представлена в образе культуры индуизма.
Кстати, годы жизни Конходжи Ангрия - 1669-1729 и один из флагманов ВМС Индии гордо носит его имя.
Re:Г. Благовещенский "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ПИРАТСТВА" 6 г., 2 мес. назад
Репутация: 20
Друзья, на всякий случай сообщаю, что Виктор Губарев проживает (если не уехал) в Донецке, в связи с нынешними событиями его молчание вполне объяснимо. Будем надеяться, что с ним ничего страшного не случилось... К сожалению, никаких иных данных о Викторе я не имею.
Глеб Благовещенский писал (стр.371): Венцом карьеры де Пуанти стала, конечно же, осада Картахены – знаменитого портового города на побережье Колумбии. Этот демарш был предпринят королем Франции Луи XIV в ответ на пиратские эскапады легендарного сэра Фрэнсиса Дрейка. Урон, причиненный английским пиратом, оказался столь значителен, что французы теперь жаждали реального отмщения. И в этом плане захват богатейшей Картахены был в некотором роде призван восстановить баланс. Венцом творческой глупости и исторической бредовости можно назвать биографию барона Жана де Пуанти, составленную Г.Благовещенским в соавторстве с Иоганном Вильгельмом фон Архенгольцем. Мало того, что годы жизни де Пуанти (1635-1707) указаны неверно (барон родился в 1645 году), а "венец карьеры" - осада Картахены состоялась в 1697 году (а не в 1689 г.), так ещё оказывается, что "этот демарш был предпринят королем Франции Луи XIV в ответ на пиратские эскапады легендарного сэра Фрэнсиса Дрейка"(!) Получается, что урон, причиненный английским пиратом испанцам в конце XVI века(!), оказался столь значителен, что французы в конце XVII века(!) жаждали реального отмщения тем же испанцам(!)
Как бы сказали братья А. и Б.Стругацкие "Ну, мать, нет слов!"
В издательстве ОлмаМедиаГрупп в серии "Подарочных изданий" вышла книга Ростислава Грищенкова "Иллюстрированная история морского пиратства". 448 страниц мелованной бумаги, около сотни художественных биографий легендарных пиратов, колоссальное количество фактов и редкие иллюстрации должны были, по мнению автора и издательства, сделать эту книгу практически уникальной! Если бы не одна маленькая, пустячковая деталь - под именем Р.Грищенкова прячется Глеб Благовещенский со своей горе-популярной работой "Всемирная история пиратства".
Не перестаю удивляться невежеству наших издателей! Это какими же надо быть любителями, чтобы издать работу Г.Благовещенского (под именем Ростислава Грищенкова) в кожаном переплете в виде коллекционного подарочного издания за 15990 руб.