Согласен, тем более Бристоль - Западная Англия, торговля с югом, крупный порт, и набеги оттуда удобно совершать. Скорее всего так и было как вы сказали.
Я извиняюсь за возврат к Венеции. Даже при посройке галер у них была определенная стандартизация. Сохранились документы 13-14 веков о продаже частей галер (частей шпангоутов) для их последующей сборки на северо-восточном побережье средиземного моря. Это подразумевает стандартизацию.
Это не совсем стандартизация в том виде в каком вы ее понимаете. Это условности, стереотипы отдельных семей корабельных мастеров. Да, были стандарты длины, ширины, тарана, расположения орудий, длины отката куршейной пушки, стандарты размещения и приложения весел. Главное мастера и искусство. Венецианские и генуэзские галеры это произведение искусства. Позже да. И Пантеро Пантера и и другие говорят о чертежах, расчетах, схемах. Тогда да, начала появляться математическая точность, основы инженерии, технологии. Но поздно.
Извините, но мне хотелось бы прежде узнать, в каких источниках содержатся сведения об использовании пиратами гребных галер, в том числе на Средиземном море? Одно дело - американский блокбастер "Бен Гур" (1959) по роману У. Уайлера, фильм красивый, но исторически абсолютно "клюква". Кстати, в неправильных русских переводах эти "галеры" называют еще и "македонскими", хотя действие фильма происходит при императоре Тиберии (14-37 гг. н.э.), а нападающие на корабли (униремы и биремы) консула Квинта Ария (Джек Хокинс) головорезы с круглыми щитами и "фальчионами" больше смахивают именно на пиратов. Другое дело - историческая реальность. Ясно, что в принципе и античные, и средневековые пираты использовать гребные суда могли, но только эпизодически. Ведь для них нужны сотни рабов-гребцов, которых надо кормить, следить за ними и т.п. Вряд ли обыденный пиратский быт и принятая среди них тактика морского боя позволял делать это всегда и с должной эффективностью.
Klerkon писал(а): Извините, но мне хотелось бы прежде узнать, в каких источниках содержатся сведения об использовании пиратами гребных галер, в том числе на Средиземном море?
Это шутка?
Нет, нет, почему же! Широко известно, что средиземноморские корсары использовали фелюки, небольшие галеоны, нао, каравеллы. Но настоящие средневековые галеры, с массой гребцов, тяжелыми куршейными орудиями (а ранее - катапультами), они использовали редко. Если я ошибаюсь, укажите, пожалуйста, источник сведений, опровергающих мое мнение.
Другое дело - это флотилии знаменитых варварийских корсаров Аруджа и Хайраддина Барбаросса и их соратников Драгута, Синана и др. Эти люди имели "государственные базы" на североафриканском побережье и фактически выступали в качестве "каперов" великого турецкого султана Сулеймана Кануни (1522-1566), а не просто рядовых пиратов. Действовали они сравнительно недалеко от этих баз с верфями, арсеналами, рынками гребцов-рабов и пр. Во всяком случае, ни о каком активном использовании крупных гребных военных кораблей пиратами Карибского моря, в Индийском, а тем более Тихом, океанах не может быть и речи.
В античную эпоху практически все военные суда были гребными, но и тогда пираты не могли эксплуатировать не только гигантские пятирядные пентеконтеры и трехрядные триремы, но и биремы, требовавшие огромных масс гребцов. Суда тогдашних пиратов были маневренными, небольшими униремами (см. книги А.Б. Снисаренко).
использовали фелюки,
Парусно-гребные суда. Но настоящие средневековые галеры, с массой гребцов
Настоящие гребные галеры существовали в Средиземном море еще до появления галеонов, нао и каравелл. Не говорю уж о фелюках. Настоящая галера, это не обязательно масса гребцов и крупнокалиберная куршейная пушка. Вы говорите о тяжелой боевой галере. А галеры они сами по себе разные. Очень разные. Турецкая XVI-XVII-веков например куда легче и подвижней, чем венецианская. Один источник я вам указал - Пантеро Пантера. Остальные найти не сложно. это флотилии знаменитых варварийских корсаров Аруджа и Хайраддина Барбаросса и их соратников Драгута, Синана и др
Эти люди лишь известнейшие из пиратов. Как Морган, Граммон или Олоне. а не просто рядовых пиратов.
Хотел бы заметить, что формировали они свои эскадры из кораблей "простых" реисов (капитанов). Откуда взялись простые капитаны и почему у них галеры с гребцами вы думали?. Карибского моря, в Индийском, а тем более Тихом, океанах не может быть и речи.
Специфику условий представляете? Чем отличается Средиземное море от Тихого океана? И кто вам сказал, что в Индийском океане не использовали галеры или суда с парусно-весельным вооружением? небольшими униремами
Либурнами они были.
Либурны? - Весьма возможно. О том, что фелюки ходили и на веслах, мне известно, однако гребцов на них было немного, и вряд ли все они были рабами, как на галерах. Источников об использовании гребных галер пиратами Карибского моря и Индийского океана всес равно нет, и вряд ли там когда-либо такие корабли вообще использовались массово, если, конечно, речь не идет о португальских колониях в Индии и Китае.
Галеры в Средиземном море действительно появились намного раньше братьев Барбаросса, в эпоху раннего средневековья, но во все времена они обладали низкой "автономностью плавания" и требовали обслуживающих баз. Все-таки корсары предпочитали суда мореходные, с высокими бортами, на которых можно было плыть не только за добычей, но и в места, где ее можно было спрятать или потратить (материковое побережье Нового Света, Европа, тот же Мадагаскар и пр.).
Источников об использовании гребных галер пиратами Карибского моря и Индийского океана нет
Смотря о каких пиратах идет речь. Если о европейцах то безусловно не использовали. если речь не идет о португальских колониях
Именно португальцы и положили начало европейскому пиратству в регионе. но во все времена они обладали низкой "автономностью плавания" и требовали обслуживающих баз.
Обратите внимание, что сомалийские катера автономностью обладают еще меньшей.
Галера могла идти до недели без захода в порты. А что касается баз, то у алжирских и мавританских корсаров они были по всему побережью. Пиратство в средиземном море носило ярко выраженный религиозный характер, то есть пирата мусульманина в европейском порту бы вздернули, а пирата европейца приютили и обогрели. И ровным счетом наоборот. Все-таки корсары предпочитали суда мореходные, с высокими бортами,
На тихом океане, атлантике или другом месте безусловно. Но в средиземном море была именно своя специфика, галеры из него фактически вытеснили только пароходы. но и в места, где ее можно было спрятать или потратить
Для мусульманских пиратов это было побережье Северной Африки, для европейских - испанские, итальянские и французские порты.
Согласен насчет недели автономности у галер, но вот относительно "религиозности" средиземноморского пиратства, а также португальцев в Индийском океане - это вопрос спорный. А как же арабы и как же античная эпоха в Средиземноморье? В эпоху Цезаря "религиозный" аспект был там точно на последнем месте, а морской разбой арабов раннего средневековья отражен в "Сказках тысячи и одной ночи", сочинении Бузурга ибн Шахрияра "Чудеса Индии" (X в.) и др. памятниках.
А что вы думате насчет кораблей викингов? У Р.Желязны в серии книг о "Короле Шефе", есть интересное описание "Змея", который обладал большой гибкостью и мог перекатываться черех волны, как настоящая змея. Там написано, что все соединения этого корабля, были не слишком жесткими и "скелет" его состоял из нескольких частей с подвижным соединением.
Культуру викингов лучше изучать не по произведениям Желязны, а по работам Марии Семеновой. Для начала попробуйте прочитать ее работу "Я расскажу тебе о викингах".
Касательно кораблей викингов я настоятельно рекомендую книгу восточногерманского автора Йоахима фон Фиркса "Суда викингов", опубликованную в 1982 г. издательством "Судостроение" в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В ней, правда, содержится несколько устаревшая информация, потому что фон Фирксу не были известны результаты археологических исследований находок в Роскильде-фьорде. В ходе них обнаружен крупнейший известный на сегодняшний день корабль викингов длиной 100 футов (около 30 м). Упоминаемые в своде саг Снорри Стурлусона "Круг Земной" боевые драккары - "Длинный Змей" Олава и "Большой Зубр" Магнуса - были значительно крупнее, но точные их размеры неизвестны.
Кроме того, интересные сведения, в том числе о раскопках в Роскильде, опубликованы в иллюстрированной книге "Викинги. Набеги с Севера", опубликованной в 1996 г. издательством "Терра" в серии "Исчезнувшие цивилизации". Здесь можно найти немало фотографий и сравнительную таблицу размерений всех найденных кораблей. Торговые кнарры (кнорре) были небольшими, длиной 10-15 м.
В 1994-1996 гг. группа шведских ученых и студентов университета г. Сигтуна осуществила т.н. проект "Айфур", в ходе которого на специально отстроенном судне викингов повторила путешествие скандинавов по летописному "пути из варяг в греки": viking-nevo.narod.ru/rus/expeditions/1996-aifur.html Экспедиция якобы доказала, что плавать по т.н. Аустрвегру, "Восточному пути", т.е. землям древней Руси, викинги могли только на малых кораблях. Сам "Айфур", построенный в Швеции в 1992 г., имел длину 9 м, ширину 2,2 м и экипаж 9 человек. Однако при этом не были приняты во внимание изменения рельефа и климата Восточной Европы за последние 1000 лет. Все равно большие боевые суда вряд ли могли, подобно "Айфуру", доплыть из Швеции до Херсонеса, так как перетаскивать их из реки в реку волоком викинги, не имевшие возможностей Петра Великого, вряд ли могли.
Главной загадкой древнескандинавского кораблестрония является вопрос о материале, из которого строились суда. Раньше считали, что это главным образом был дуб, и данные археологии вроде бы это подтвердили. Но в сагах и поэзии скальдов упоминаются именно "ясеневые суда", а самих викингов древние немцы называли "аскеманны" - "ясеневые люди". Более чем 100-летний опыт постройки действующих новоделов судов викингов показывает, что реально строили их не из дуба, а из ясеня: vikings.fantasyland.info/restavr.html
Суда викингов выпадают из заявленной темы обсуждения, но коль уж речь зашла о них, рекомендую почитать великолепную книгу Питера Сойера "Эпоха викингов" (СПб.: Евразия, 2002), а также ряд других недавно переведенных или переизданных книг - Гвин Джонс "Викинги" и "Норманны" (две книги, М.: Центрполиграф, 2003), Андерс Стриннгольм "Походы викингов" (М.: АСТ, 2002), Сара Орне Джуэтт "Завоевание Англии норманнами" (Минск: Харвест, 2003) и Дж. П. Каппер "Викинги Британии" (СПб.: Евразия, 2003).
Насчет материала.
Найденные и поднятые со дна викинговские суда строили и из дуба и из ясеня и даже из сосны. В упомянутом Роскильде есть и сосновый новодел (реплика найденной лодки).
Насчет гибкости судов.
Обшивка делалась из натесныx досок (расколотыx, а не распиленныx), что позволяло делать ее достаточно тонкой. Толщина обшивки дубовыx и ясеневыx лодок - 1-2 см при длине 10-12 метров. Это делало лодки черезвычайно гибкими. Когда лодка на кильблоке, то одной рукой можно пустить по корпусу волну тряxнув ее за форштевень. На воде она буквально повторяет рельеф волн. Я ощущал это на разныx викинговскин лодкаx-новоделаx длиной до 12 м. Представляю как будет вести себя судно длиной 30м.
Из-за тонкой обшивки лодки получаются и очень легкими для своиx размеров.
В легкий бриз лодка очень быстро набирает xорошую скорость.
Торговые суда делали пожестче.
В 2004 году еще одна экспедиция “из варяг в греки” была предпринята шведами на 10-метровой лодке “Виттфарне”.
Совершенно верно, но и эта ладья викингов относительно небольшая - 10 метров длиной. Современные реконструкторы в основном пользуются репликами малых торговых кнорров, действительно имевших более прочный корпус, как правило, не ясеневый, а дубовый. Мачты судов викингов из ясеня делали точно, как и древки копий. Возможно, "аскеманнами" скандинавов называли из-за копий. Относительно гибкости кораблей викингов, действительно "обтекавших" волны, замечу, что и кожаные карры древних ирландцев обладали похожими свойствами, что доказано в 1977 г. плаванием Тима Северина на 12-метровом новоделе "Брендане".
Что же до книг Гв. Джонса, Дж. Каппера, П. Сойера, Х. Арбмана и др., изданных по инициативе и под редакцией профессора Санкт-Петербургского университета А.А. Хлевова, то я с ними знаком и могу сказать, что хотя во всех них действительно говорится о кораблях, специально этой темы их авторы не касаются. Равно как и покойный ученый Г.С. Лебедев ("Эпоха викингов в Северной Европе") и известный датский археолог Эльсе Роэсдаль. Петербургский автор Губанов в интересной книге "Культура и общество скандинавов эпохи викингов" (Спб., 2004) рассматривает корабль как явление сакральной и духовной культуры викингов, но его работа небольшая и носит обзорный характер.
И еще одно замечание. Виктор Кимович совершенно верно заметил, что непосредственно к теме суда викингов отношения не имеют. Однако следует учесть и тот факт, что вряд ли скандинавские пираты когда-либо использовали упомянутые здесь крупные боевые драккары вроде "змеев" или "зубров". Скорее всего, в их распоряжении находились относительно небольшие корабли.