Хотелось бы несколько больше узнать о пиратах которые базировались на Багамских островах. Ведь до Тортуги и Порт-Рояла, были к примеру, Нассау и другие поселения пиратов?
Джекки писал(а): Хотелось бы несколько больше узнать о пиратах которые базировались на Багамских островах. Ведь до Тортуги и Порт-Рояла, были к примеру, Нассау и другие поселения пиратов?
Джекки, я выложил статью о пиратах Багамских островов в своем блоге "Мир морских пиратов". Если Валерий не будет возражать, можно отбуксировать ее на ВР.
Прочитала. Классная статья, спасибо большое! Я думаю, что это "белое пятно" на карте "пиратской эпохи" станет теперь для любителей истории пиратства, довольно информативным.
P.S. Похоже, дизайн вашего сайта, заметно изменился в лучшую сторону.
Дизайн сайта всегда был неплохим, но сейчас стал еще лучше. Что же до Багам, то хотелось бы узнать у Виктора Кимовича, существовали ли у карибских пиратов какие-либо еще базы до Нассау, еще в XVI столетии, и где эти базы располагались. Также где о таких старых пиратских базах можно прочитать, проводились ли когда-либо на их месте раскопки?
Да, Klerkon, вы правы. Это было бы довольно любопытно. Меня этот вопрос тоже интересует. Но, скорее всего, подобную информацию, найти практически невозможно.
Песня вся в том, что карибское пиратство реально зародилось еще в XVI в., причем, насколько можно судить, первоначально постоянных баз там у флибустьеров не было. Ведь даже освоение этого региона испанцами закончилось только к концу этого века. Но ведь какие-то центры до Нассау там были, возможно, временные?
Klerkon писал(а): Дизайн сайта всегда был неплохим, но сейчас стал еще лучше. Что же до Багам, то хотелось бы узнать у Виктора Кимовича, существовали ли у карибских пиратов какие-либо еще базы до Нассау, еще в XVI столетии, и где эти базы располагались. Также где о таких старых пиратских базах можно прочитать, проводились ли когда-либо на их месте раскопки?
Если под "базой" понимать долговременное убежище пиратов или корсаров, то в XVI веке подобных баз в Карибском море не было. В качестве временных стоянок и убежищ использовались все острова и части побережья Мейна, не занятые испанцами и воинственными племенами индейцев, где можно было отдохнуть, пополнить запасы пресной воды, дров и провианта или переоснастить судно, почистить днище и т.п.
Постоянные базы на Антиллах появляются только с началом англо-франко-голландской колонизации этого региона, т.е. после 1624 г. (дата основания первой постоянной английской колонии на острове Сент-Кристофер, о чем я писал в отдельной статье). После Сент-Кристофера английские колонии возникли на Барбадосе, Невисе, Санта-Каталине (Провиденсе), Тортуге.
На сегодняшний день наиболее перспективным было бы изучение трех каперских баз в Вест-Индии, которые долгое время использовались корсарами, но история которых практически не написана. Я имею в виду голландскую колонию на острове Кюрасао (база голландских каперов с 1634 г.) и французские колонии на острове Мартиника (осн. в 1635 г.) и в гавани Пти-Гоав (на Гаити). Пти-Гоав стал штаб-квартирой флибустьеров после 1675 г., когда сюда перебазируется большая часть флибустьеров Тортуги.
О раскопках на указанных островах мне, увы, ничего не известно. Попробуйте поискать информацию об этом в нете.
Спасибо за исчерпывающий ответ на мой вопрос. Вы - настоящая "живая энциклопедия пиратства"! У меня тоже давно возникла мысль об отсутствии у первых карибских пиратов постоянных баз, но я не знал, после какого исторического события в Европе там возникла в них потребность. Вероятно, поскольку экспедиции первых французских каперов в Кабирском регионе, направленные против испанцев, были инспирированы французским королевским двором (Франциском I Валуа), для их осуществления не требовалось постоянных баз. Потребность в них возникла тогда, когда, во-первых, ослабела военная мощь испанской короны, а, во-вторых, усилился приток в регион самих пиратов (развитие плантационного рабства, религиозные войны в Европе и пр.). Первым пиратам также легко было создавать первые временные пункты базирования на побережье испанского Мэйна, так как, по словам того же Эксквемелина, они легко находили общий язык с индейцами, ненавидевшими испанцев.
Долговременные каперские базы в Вест-Индии могли возникать только там, где имелись колонии противников Испании. Поскольку в 16 веке таких колоний в Карибском регионе не было, не могло быть и речи об основании там каперских баз (откуда бы они снабжались?). Пираты всегда могли использовать необитаемые острова и берега материка в качестве временных стоянок - и в 16-м веке, и в 17-м, и в 18-м, и в 19-м... В 17-18 веках они нередко находили убежище и в колониях, пользуясь либо продажностью местных колониальных чиновников, либо отсутствием в них военных и полицейских сил, способных выдворить их из этих колоний.
В Вест-Индии, помимо Багамских островов, пираты использовали как временные убежища острова Пинос, Хардинес-де-ла-Рейна, Ваш, Саона, Кайман, Ислас-да-ла-Баия (Роатан и пр.), Косумель, Мухерес, Кармен, Сан-Блас, Ла-Тортуга, Бланко, Тобаго, Виргинские; на материке - лагуны Бока-дель-Торо, Бока-дель-Драгон, Блуфилд, Терминос (Тристе) и др., на Гаити - залив Самана.
Такой обширный перечень географических названий свидетельствует о том, что испанские колониальные власти долгое время не обладали всей полнотой власти над своими обширными территориями, и крупномасштабные карательные операции против "джентльменов удачи" организовывались там нечасто. Многое, конечно, зависело и от расположенности к пиратам аборигенов.
Klerkon писал(а): Такой обширный перечень географических названий свидетельствует о том, что испанские колониальные власти долгое время не обладали всей полнотой власти над своими обширными территориями, и крупномасштабные карательные операции против "джентльменов удачи" организовывались там нечасто. Многое, конечно, зависело и от расположенности к пиратам аборигенов.
Испанские власти вообще никогда не обладали "всей полнотой власти" над землями Нового Света, поскольку для этого им не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. Это и позволило противникам Испании, после периода разведок, перейти к колонизации не занятых испанцами территорий. Карательные акции против каперских баз и колоний конкурентов в Карибском регионе испанские власти проводили от случая к случаю, но у них не было достаточно сил, чтобы удерживать захваченные объекты достаточно долго. Именно поэтому испанцам так и не удалось вышибить соперников со многих Малых Антильских островов (с тех же Сент-Кристофера и Невиса), с Тортуги, Сен-Доменга, Ямайки, Багам, островов Кайман, Москитового берега и Белиза. Тортугу они захватывали не менее четырех раз, да всё впустую. Два раза они выбивали англичан с Нью-Провиденса (Багамы) - и что толку? Как сказали бы марксисты, "молодые капиталистические хищники" явно одолевали "дряхлеющую феодальную империю" там, где ей не удалось изначально пустить глубокие корни.
Аборигены действительно кое-где помогали англичанам и французам в борьбе с испанцами. По крайней мере, на Москитовом берегу Никарагуа у англичан всегда было много союзников из числа индейцев-мискито и симарронов. Периодически с ними дружили также индейцы-куна на Дарьенском перешейке (Панама).
Однако кое-где встречалось и обратное. Тот же Эксквемелин описывает индейское племя, враждебно настоенное скорее по отношению к пиратам, чем к испанцам. А "всей полноты власти" и в современной России у "круглоухих" нет! Равно как и у русских царей (См. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996).
Klerkon писал(а): Однако кое-где встречалось и обратное. Тот же Эксквемелин описывает индейское племя, враждебно настроенное скорее по отношению к пиратам, чем к испанцам.
Племен, настроенных враждебно по отношению к пиратам, было даже больше, чем дружественных. Можно привести десятки примеров того, как испанцы с помощью многочисленных вспомогательных отрядов индейцев нападали на высадившихся на берег корсаров, пиратов, флибустьеров и в 16-м, и в 17-м, и в первой четверти 18-го века. Да и пираты нередко грабили индейские деревни, похищали и уводили в рабство аборигенов. Доставалось от индейцев и Мансфелту, и Моргану, и Року Бразильцу, и Граммону; а Франсуа Олоне они вообще съели...
а Франсуа Олоне они вообще съели..И приятного им аппетита!
Спасибо за интересную карту, Виктор Кимович. Я вообще старинные карты люблю.
А что вы можете сказать о племени араваков? Видимо они и были теми самыми "миролюбивыми индейцами", которые дружественно отнеслись к белым людям, внезапно появившимся на их территории. В 1492 г. Христофор Колумб впервые встретился с миролюбивым народом, который приветствовал мореплавателя криками: "Таинос! Таинос!", что значит "мир, мир". Испанцы назвали своих аборигенов "таинос". Сегодня этот вымерший народ называют араваками.www.latamerica.ru/art/aravakК сожалению, из-за собственной доверчивости, они и поплатились, и были практически полностью истреблены испанцами.
Хотя, если следовать логике любых коренных обитателей Американского континента - лучше бы Колумб не заметил Америки и проплыл мимо. Ничего хорошего колонизаторы в их жизнь не принесли.
Джекки писал(а): Хотя, если следовать логике любых коренных обитателей Американского континента - лучше бы Колумб не заметил Америки и проплыл мимо. Ничего хорошего колонизаторы в их жизнь не принесли.
Это глупая логика. Не приплыл бы Колумб, приплыли бы другие. Америго Вепуччи, например. Или еще кто. Открытие американского континента можно было бы лишь отсрочить, но избежать было невозможно. И даже если бы это произошло на 100 лет позже, то все равно было бы все тоже самое, поскольку индейские цивилизации в военном отношении значительно уступали европейцам и война затянулась так долго исключительно благодаря тому, что континенты разделял океан. Если бы вдруг случилось чудо, и американский континет вплотную приблизился к европе, по завоевание америки прошло бы лет за 5 и индейцы были бы истреблены вообще все поголовно.
Это глупая логика Хм, пусть так... Юмор, сэр. Я просто высказала собственное отношение к вопросу взаимоотношений коренных обитателей, и тех, кто навязывал им свой "цивилизованный" образ жизни. Не приплыл бы Колумб, приплыли бы другие. Америго Вепуччи, например. Или еще кто. Открытие американского континента можно было бы лишь отсрочить, но избежать было невозможно. И даже если бы это произошло на 100 лет позже, то все равно было бы все тоже самое, поскольку индейские цивилизации в военном отношении значительно уступали европейцам С этим могу согласиться. То чему суждено было случиться - все равно бы произошло.
Джекки писал(а): Я просто высказала собственное отношение к вопросу взаимоотношений коренных обитателей, и тех, кто навязывал им свой "цивилизованный" образ жизни.
Хм, какое это свое отношение? ты высказала не свое отношение, а чужое, в данном случае американских туземцев.
Тем хуже для Марка Твена.
Я и так его не особо жаловал, все более убеждаюсь, что правильно.
Профан он и есть профан. Теперь он уже и за всех индейцев ручается
Джекки писал(а):
[quote]
А что вы можете сказать о племени араваков? Видимо они и были теми самыми "миролюбивыми индейцами", которые дружественно отнеслись к белым людям, внезапно появившимся на их территории. [quote]
Багамские индейцы таино назывались лукаянами (лукайцами); отсюда и первоначальное наименование Багамских островов - Лукайские (см. карту). До недавнего времени считалось, что индейцы таино родственны аравакам Южной Америки. Сегодня говорят о более вероятном происхождении таино от андских племён, в частности от колла. Их язык относится к майпурским языкам, распространённым в Южной Америке, а также в бассейне Карибского моря и входящим в состав аравакской языковой семьи. Некоторые ученые проводят различие между нео-таино Кубы, лукаянами Багамских островов, Ямайки и, в некоторой степени, Гаити, кискейя Доминиканской Республики и истинными таино Борикена (Пуэрто-Рико).
Недавно известный профессор-медиевист Наталья Басовская, выступая на радио "Эхо Москвы" с рассказом о Васко да Гама, хвалила книгу российского историка В.А. Субботина "Великие открытия. Колумб, Васко да Гама, Магеллан" (М., 1998).
Книга эта действительно интересная, и вот что сообщает об араваках ее автор со ссылкой на сочинения самого Христофора Колумба:
"Малые Антильские острова, одна из областей расселения араваков, были ими утрачены в результате карибских завоеваний. Карибы - земледельцы, рыболовы и охотники - принадлежали к тому же культурному кругу выходцев из Южной Америки, что и араваки. На завоеванных островах они уничтожили мужчин араваков, сохранив жизнь женщинам и детям, которые продолжали говорить на родном языке. Женщины стали прислужницами и наложницами завоевателей, а мальчикам аравакам карибы отрезали половые члены, после чего их откармливали. С ними сожительствовали, пока они не взрослели, а затем, как рассказывали спутникам Колумба женщины-араваки, их поедали. Материалы о каннибализме карибов и других народов Южной Америки не раз дискутировались исследователями XX в. Доказательства каннибализма, как уже было сказано, заключались в рассказах араваков, а также в том, что на Антилах, в хижинах и вокруг них, можно было найти людские черепа и кости. Но у ряда индейских народов культ предков предполагал хранение черепов и костей; согласно обряду, их можно было и закапывать, и выкапывать. Сам Колумб в этом прекрасно разобрался. Когда в 1492 г. на Кубе его матросы нашли в хижинах человеческие головы в корзинах, адмирал записал в своем журнале, что, как он думает, это были головы каких-то знатных людей из рода, ибо в каждой хижине было много народу, и они должны были быть родственниками, потомками одного лица". Колумб и его спутники слышали обвинения в каннибализме от араваков - заклятых врагов карибов. В свою очередь карибы на Пуэрто-Рико пугали испанцев рассказами о каннибализме араваков. Не исключено, что каннибализм, распространенный у карибов Южной Америки, со временем мог из бытового превратиться в религиозно-мистический, наподобие христианского обряда причащения телом и кровью Христа. А культ предков не мешал умерщвлять (душить) стариков, когда они становились обузой. Для Колумба вопрос о каннибализме карибов имел практическое значение. Предполагалось, судя по переписке адмирала с католическими королями, что жертвы карибов - араваки, люди смирные, находились под покровительством короны и рассматривались как христиане недалекого будущего. Карибов за их кровожадность следовало завоевать и продать в рабство. Оно должно было стать своего рода искуплением их вины".
На русском языке существует единственное специальное исследование феномена каннибализма - публициста Льва Каневского "Каннибализм" (М.: "Крон-Пресс", 1998).