Хочу попросить о помощи. Собираю матерьял о волшебных кораблях. Может кто-нибудь из Вас сможет помочь указаниями на книги или ссылками. Буду рада всему. Особенно были бы интересны артефакты (корабли обладающие необычными волшебными свойствами), а также о летучих, подводных кораблях и о кораблях призраках (про Летучий Голландец только неизвестные факты).
На рассвете 3 октября 1955 года 70-тонное судно “Джоита” покинуло порт Алиа в Западном Самоа и взяло курс на острова Токелау, находящиеся в 430 километрах к северу. Через 37 дней судно было найдено в 724 километрах к западу от Самоа, на борту не было ни капитана, ни команды, ни пассажиров. Исчез также весь провиант, вахтенный журнал и все инструменты. На палубе были найдены только скальпель, стетоскоп и окровавленные бинты, а капитанский мостик был завешен брезентовым полотном.
По одной версии, “Джоита” была протаранена японским рыболовным судном, после чего японские моряки разграбили ее и вырезали всю команду. Другая версия утверждала, что команда и пассажиры были похищены инопланетянами. Но наиболее вероятное объяснение — то, что между капитаном и одним из матросов произошла ссора. Матрос упал за борт, а раненому капитану оказал медицинскую помощь врач из пассажиров. Приближался шторм, судно было неуправляемым, и команда с пассажирами погрузилась в спасательные шлюпки, завесив брезентом капитанский мостик, где был оставлен капитан, отказавшийся покинуть судно. “Джоита” была потом обнаружена рыбаками, которые разграбили ее и выбросили за борт мертвого или умирающего капитана.
Но дело еще было и в том, что у капитана “Джоиты” не имелось лицензии на перевозку пассажиров, и неизвестно, были ли на ее борту спасательные средства. К тому же это не слишком маневренное судно имело на борту больше 18 кубометров пробки, что делало его непотопляемым. Зачем тогда нужно было покидать “Джоиту”?
баба Яга писал(а): Хочу попросить о помощи. Собираю матерьял о волшебных кораблях. Может кто-нибудь из Вас сможет помочь указаниями на книги или ссылками. Буду рада всему. Особенно были бы интересны артефакты (корабли обладающие необычными волшебными свойствами), а также о летучих, подводных кораблях и о кораблях призраках (про Летучий Голландец только неизвестные факты).
Подборка статей о бесследно исчезнувших кораблях собрана в книге "Канувшие в бездну" (составитель Н.Н. Непомнящий. - М.: Прибой, 1997. - Гл. 1, с. 6-100).
«Мария Целеста» — бригантина длиной 103 фута (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн. Судно было построено в доках Spencer’s Island Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось Amazon. Судно было добротным, однако пользовалось дурной славой из-за неудач. Первый капитан погиб во время первого плавания судна. Несколько раз меняло владельца.
В 1869 году, попав в шторм у берегов Новой Шотландии, судно было выброшено на берег. После этого инцидента судно было продано американскому владельцу, который переименовал его в «Мария Целеста».
[править] Последнее плавание
Плавание началось 7 ноября 1872 года под командованием капитана, 38-летнего Бенджамина Бриггса. Судно с грузом спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin», вышло из Статен-Айленд, Нью-Йорк в порт Генуя, Италия. На судне, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс и его двухлетняя дочь София Матильда.
«Мария Целеста» была обнаружена 4 декабря (по некоторым отчетам 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в 19 веке) судном «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса.
Между переборками и палубами обнаруженного судна содержалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Лючные крышки сняты. В остальном, судно казалось неповрежденным. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом и заколочены досками.
Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает эвакуацию команды), в часах кончился завод. Компас разрушен, предположительно при неудачной попытке спешно его снять. В каюте капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. По полу каюты были раскиданы игрушки, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьем. Расположение вещей свидетельствовало о том, что судно не попадало в сильный шторм - в частности, на швейной машинке лежала маслёнка, которая при сильной качке обязательно бы свалилась. Об отсутствии шторма свидетельствовали и наблюдения других судов в районе и в предполагаемое время катастрофы. Сырость в жилых помещениях судна объяснялась только повсеместно открытыми люками, в том числе световым в каюте капитана, что было сделано явно не по погоде.
Матросы не забрали с собой свои трубки - они были сложены в надлежащем месте в кубрике.
В плавание «Мария Целеста» отправилась с одной спасательной шлюпкой, вторая из штатных шлюпок была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана стихией. При этом, судя по состоянию перил, шлюпка была спущена с борта, который при господствующих в это время года ветрах и курсе на Геную являлся бы наветренным.
Груз в 1701 баррелей спирта казался цел (однако после доставки его в Геную, владелец сообщил о исчезновении 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Марии Целесты»: 36°57' с. ш. и 27°20' з. д. Согласно надписи на грифельной доске в кают-комании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась в 6 милях к зюйд-зюйд-весту от острова Санта Мария (один из Азорских островов).
[править] Команда и пассажиры
Судьба всех членов команды и пассажиров неизвестна. Обнаружение судна породило массу домыслов и слухов. Обсуждались возможности мятежа, нападения пиратов, воздействия Бермудского треугольника, и даже вмешательства пришельцев из космоса.
[править] Гипотеза Кобба
Наиболее правдоподобную и реалистичную гипотезу высказал дальний родственник Бриггса - Кобб. Говорят, что Кобб каким-то образом сумел на время заполучить у сына капитана Морхауза семейный архив и изучить все материалы, относящиеся к тайне «Марии Целесты». Кроме того, Кобб детально ознакомился с материалами следствия по бригантине, сохранившимися в архивах английского Адмиралтейства. Версия Кобба изложена в его книге «Розовый коттедж», изданной в Америке в 1940 году. Вот краткое ее содержание.
Причина трагедии—груз «Марии Целесты». 1700 деревянных бочек со спиртом были негерметичны. 24 ноября 1872 года в кормовом трюме бригантины произошел взрыв скопившихся паров спирта. Взрыв этот был небольшим, и деревянные люковые крышки остались на месте. Бриггс приказал проверить трюм, матросы сняли люковые крышки. Позже в носовом трюме также взорвались пары спирта. Этот взрыв был сильнее первого—люковые крышки, отброшенные взрывной волной, оказались перевернутыми. Бриггс, решив, что через несколько минут бригантина взлетит на воздух, дал команду немедленно спустить шлюпку. Все это происходило в обстановке наступившей паники. По всей вероятности, первыми в шлюпку сели жена капитана с дочерью, штурман Ричардсон и один из матросов. Бриггс бросился к себе в каюту, в спешке собрал судовые документы, взял хронометр и секстан, но забыл о судовом журнале. Кок в это время брал на камбузе провизию для шлюпки (вот почему на «Марии Целесте» не нашли следов приготовленной пищи).
Вероятно, Бриггс не намеревался совсем покидать бригантину, он просто хотел переждать взрыв на достаточно безопасном расстоянии. Для этого шлюпке нужно было отойти на 100—150 метров. Но буксирного троса такой длины на судне не оказалось. Второй штурман Джиллинг с матросом отцепили для этой цели деррик-фал - длинную снасть, которой поднимают косой парус. Вот почему на грот-мачте «Марии Целесты» парус был спущен. (Более того, Кобб разыскал в архивах протокол допроса Дево, где тот утверждает, что, готовя «Марии Целесту» к плаванию в Гибралтар от Азорских островов, он не нашел на бригантине деррик-фала и вынужден был закрепить его заново. Когда отцепили деррик-фал и все сели в шлюпку, Бриггс вспомнил, что не взял с собой компас. Матрос, которому это было поручено, в спешке погнул нактоуз и уронил компас на палубу. Шлюпка быстро отошла от бригантины примерно на 130 метров и удерживалась на буксире. «Мария Целеста» дрейфовала. Сидя в шлюпке, все ждали третьего, сильного взрыва. Но Бриггс не учел, что он был невозможен, так как оба трюма были вскрыты и пары спирта улетучились.
Никто не заметил внезапного изменения направления ветра и того, как он наполнил паруса бригантины. «Марии Целеста» быстро набрала ход, а тяжелая, перегруженная людьми шлюпка стояла на месте. Деррик-фал натянулся и лопнул. Шлюпка не смогла на веслах догнать бригантину. «Мария Целеста» ушла на восток. А шлюпку Бриггса поглотил начавшийся шторм...
[править] Судьба судна
После ремонта судно использовалось еще в течение 12 лет.
[править] Дальнейшие спекуляции
Несколько раз в печати (главным образом - американской) появлялись сообщения якобы членов экипажа "Марии Целесты". После того, как первый - "кок "Марии Целесты " -с успехом прокатился по Америке с циклом выступлений, в разных городах одновременно появилось сразу пятеро самозванцев, которые были быстро разоблачены из-за незнания деталей расследования, и оказались в тюрьме - на этот раз уже вместе.
[править] Отражение в культуре
«Мария Целеста» несколько раз упоминается Стивеном Кингом в разных своих произведениях.
Индустриально-экспериментальный (музыкальный) проект Nurse with Wound выпустил альбом с названием Salt Marie Celeste.
Действительно, я нахожу это очень странным. Особенно то, что наш уважаемый историк Виктор Губарев дает ссылку на книгу Н.Н.Непомнящего, произведения которого я имел несчастье редактировать в издательстве «Гелеус», и которые я считаю чистой халтурой.
Maxhim Zharov, Я не очень знакома с работами Н.Н.Непомнящего, но в качестве списка кораблей и одной из версий того, что могло случиться с экипажем я думаю это подойдет. Тем более, что для моей статьи, ну абсолютно не исторической, чем диче версия - тем лучше Например, про ту же «Мария Целеста» существует версия, что команда пропала после нападения кракена
Maxhim Zharov писал(а): Действительно, я нахожу это очень странным. Особенно то, что наш уважаемый историк Виктор Губарев дает ссылку на книгу Н.Н.Непомнящего, произведения которого я имел несчастье редактировать в издательстве «Гелеус», и которые я считаю чистой халтурой.
Максим, читайте внимательней текст. Н.Н.Непомнящий - не автор указанной мною книги, а составитель; авторами статей в этом сборнике выступают Р. де Лакруа, Л.Грин и Р.Марш. Я, как и Вы, считаю всю эту "писанину" откровенной халтурой, рассчитанной на читателей, падких на разного рода сенсации. Но ведь наша уважаемая баба Яга попросила помочь ей ссылками как раз на такой сорт литературы (а разве может быть литература о "Летучих голландцах" и прочих призраках иного сорта?).
«Мария Целеста» — бригантина длиной 103 фута (31 метр), шириной 7,6 м, осадкой 3,5 м, водоизмещением 282 тонн. Судно было построено в доках Spencer’s Island Новой Шотландии в 1862 году корабельным мастером Джошуа Дэвисом и первоначально называлось Amazon. Судно было добротным, однако пользовалось дурной славой из-за неудач. Первый капитан погиб во время первого плавания судна. Несколько раз меняло владельца.
История Марии Селест (а не "Целеста") давно лежит на нашем сайте
V_P и я ее с удовольствием прочитала.
Но когда начала собирать мифическое объяснение этой трагедии, нашла 4 варианта причин почему команда покинула корабль. Мне по этому и интересно собрать побольше подобных случаев. Ведь кроме "Мария Целеста" были и другие корабли. Даже про "Титаник" существует несколько легенд, причем айсберг в них не присутствует.