Не вызывает сомнений, что реально первые каракки, как и каравеллы, галеоны, появились именно на Пиренейском полуострове, хотя сам близкий им тип средневекового судна "нао" - скорее, общеевропейский. Существуют две версии происхождения названия каракки. Согласно первой, слово это имеет кельтские корни. "Куррахи", "карры" - так называли свои кожаные ладьи древние ирландцы-скотты и пикты. Древнеанглийский историк Гильда Премудрый рассказывает о нашествиях полчищ скоттов и пиктов на римскую Британию на "куруках". Следует учесть, что на Пиренейском полуострове с глубокой древности проживали кельтоиберийскеи племена. Согласно версии второй, слово "каракка" происходит от названия арабского морского судна "харрака", т.е. "сжигающая" (см. Шумовский Т.А. По следам Синдбада Морехода. Океанская Аравия. М., 1986. С. 130). Так, возможно, называли арабы Средиземноморья заимствованый у византийцев "огненосный" тип судов - дромонов, снабженных "сифонами" с "греческим огнем". Ведь впервые это страшное оружие - изобретение Каллиника из Гелиополя - было применено в 674 г. Византией именно против арабского флота. Первые "флагманы" европейских монархов XVI в. - "Мэри Роз" и "Грейт Гарри" Генриха VIII, "Ле Шарант" Людовика XII - были именно каракками, имевшими непропорционально высокие надстройки на баке и квартердеке, где располагались легкие пушки
Совершенно прав господин Klerkon насчет первоначального корня слова Каракка.
""Куррахи", "карры" - так называли свои кожаные ладьи древние ирландцы-скотты и пикты."
Мало того, тот же корень в названии кожаных лодок прослеживается и в Месопотамии (думаю ниточка тянется оттуда), где они также использовались с незапамятных времен. В некоторых индоевропейских языках эти лодки называются "Кур". На современном арабском - "Куффа".
Во всяком случае, несомненен сам факт заимствования народами Пиренейского полуострова у арабов как многих морских терминов и названий, так и самих принципов кораблестроения и навигации. Арабские корни имеют и "средиземноморско-пиратские" парусно-гребные шебеки и фелюки.
Совершенно верно.
Однако через арабский в Европу попали и многие термины не арабского происxождения.
К ним относится и термин "Кур".
Это индоевропейское название было в xоду в Месопотамии еще задолго до Арабов.
"Военно-морской словарь" изд.ДОСААФ 1995г.
Цитата из статьи "Каракка":
"Французские каракки были наиболее крупные, на них размещалось до 1200 человек (?!) экипажа и солдат, имели до 20 орудий."
А это возможно?
Лен, приведенная тобой цитата настолько обтекаема, что придраться к ней практически невозможно. Наверняка найдется в истории какая-нибудь лоханка, которая могла нести кратковременно десантную партию такой численности. Ведь тут не конкретизируется как далко такая каракка плыла с таким количеством народа. Думаю, что недалеко.
Дык, вот и меня, что-то сомнения берут, стоя они плыли, что-ли? Помнится, в одной "умной книжке", не помню, как она называлась, было написано про семипалубные(?!) испанские галеоны из "Золотого флота", экипаж которых составлял до 1500 человек. По-моему, это тоже, что-то из области фантастики.
Лен, проблема была вовсе не в том, где на корабле разместить 1200 человек. Это-то как раз можно было решить. Проблема в том, что им есть и пить и где все это хранить! Потому что если человек в день съедает хотя бы 1 кг еды и выпивает всего 1 литр жидкости, то для снабжения 1200 человек ежедневно надо около 2,5 тонн еды и питья (это без учета массы тары, снаряжения, вооружения, боеприпасов и прочая и прочая). Умножай на число дней путешествия и ты получишь реальную проблему.
Что же касается 1500 человек экипажа галеона - это, конечно же, глупость. Только я думаю, что речь шла не об экипаже, а, как и в приведенной тобой цитате, об экипаже+солдатах.
Всю историю человечества десантные операции были наиболее сложным видом военного искусства, часто оканчивались неудачей. Десантные партии были относительно малочисленны, и приходилось решать вопрос не только с успешной их выгрузкой, но и с последующим регулярным их снабжением и поддержкой.
Валерий прав. Все зависит от продолжительности плавания. “Перенаселение” всегда было очень большой проблемой в дальниx путешесвияx. Особенно через океан. Но и на относительно короткие расстояния это было проблемой. Во время Крестовыx поxодов, например. Переполненные суда. С лошадьми! Еду (для себя и лошади) каждый должен был брать с собой или покупать на судне за отдельную плату. Нам даже отдаленно трудно представить в какиx условияx проxодили такие плавания. Эти все люди должны были, извиняюсь, xодить в туалет! “По маленькому” это делалось прямо в трюме. Ну и после всего этого еще и переживи шторм! Кошмар!
Для нас. А тогда было нормой.
Джекки писал(а): "Военно-морской словарь" изд.ДОСААФ 1995г.
Цитата из статьи "Каракка":
"Французские каракки были наиболее крупные, на них размещалось до 1200 человек (?!) экипажа и солдат, имели до 20 орудий."
А это возможно?
нет, - такое _не_возможно_.
у вас в тексте опечатка, - вместо цифры "20" следует читать "200"...