Главная Общая история Романисты о пиратах
003_1.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Романисты о пиратах

PDF Печать
Автор: Валерий Потапов
Дата публикации: 17.06.2006 22:36
Последняя редакция 25.11.2009 23:05

Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эвери.

Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пирaт», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».

Автор многочисленных произведений романтического направления Фенимор Купер создал целую серию романов о море: «Лоцман», «Красный корсар», «Морская волшебница» («Пенитель моря»), «Два адмирала» и др.

Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.

Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».

Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Хоорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.

Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.

Герои романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» затягивали пиратскую песню с такими словами: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо! И бутылка рома!» Если вдуматься в слова этой песни, то смысл ее уловить не удастся. Как это «на сундук мертвеца»? Что за мертвец? Полная бессмыслица? Оказывается, нет.

«Сундук мертвеца» — совсем и не сундук, а островок в Карибском море в районе Кубы. Название оказалось настолько колоритным, что Стивенсон использовал его в своем романе, не поясняя, впрочем, что имеется ввиду. Да и сама пиратская песенка Стивенсоном была не окончена, герои его произведения затягивали лишь первый куплет. Чуть позже некто Янг Эллисон дописал эту песенку, назвав ее «Покинутые» (Derelict). Однако и произведение Эллисона никак не проливало свет на вопрос о том, что такое «сундук мертвеца». Этим воспользовался американец Квентин Ван Марле, выдвинувший свою версию, правда, при этом слегка завравшись.

Есть и другая версия происхождения названия (хотя она тоже выдумана): так назвала островок команда Эдварда Тича. После морских стычек их капитан часто ремонтировался на этом острове и тут же прятал награбленные сокровища. Взяв с собою какого-нибудь не симпатичного ему пирата, он уносил сундук с драгоценностями вглубь острова. Пока матрос копал яму (стараясь получше запомнить заветное место, чтобы при случае откопать чужой клад), Тич сидел рядом и покуривал. Потом он убивал пирата и закапывал вместе с сокровищами, а на вопросы команды, куда подевался его помощник, отвечал, что тот случайно упал с утеса в море.

В художественной литературе сложилось мнение, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р. Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.

На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством. Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Схваченного на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.

 
(27 голосов, среднее 4.26 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (4 постов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить