003_4.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Карронада

PDF Печать
Автор: Валерий Потапов
Дата публикации: 20.06.2006 00:07
Последняя редакция 15.02.2010 23:54
Корабельная карронада XVII-XVIII веков Корабельная карронада XVII-XVIII веков 68-фунтовая карронада 68-фунтовая карронада Установка каронады на верхней батарейной палубе корабля Установка каронады на верхней батарейной палубе корабля

Карронада - короткое гладкоствольное артиллерийское орудие, разработанное в XVIII веке шотландской компанией Каррон.

Изобретатель карронады — генерал Роберт Мелвилл (Robert Melville), который впервые предложил идею легкого но мощного корабельного орудия в 1759 году. Окончательная разработка конструкции и изготовление первых образцов произведена на предприятии «Каррон» под руководством Чарльза Гаскойна (Charles Gascoigne) в период с 1769 по 1779 год, поэтому в первые годы применения эти орудия называли «мелвиллады» и «гасконады».

Карронада заметно отличалась от иных существовавших тогда типов орудий и представляла собой легкое корабельное орудие ближнего боя, способное, однако, причинять огромные разрушения кораблям противника за счет своего большого калибра. Например, 32-фунтовая карронада весила менее одной тонны, в то время как обычная корабельная 32-фунтовая пушка — свыше трех тонн, она была легче даже 12-фунтовой пушки!

Орудие отливалось из чугуна и разделялось на калибры также, как и все остальные орудия. В основном отливали 12-, 18-, 24-, 32- и 42-фунтовые карронады, однако до наших дней дошла и 68-фунтовая карронада. Интересным фактом можно считать то, что хотя эти орудия устанавливались на корабли (порой в весьма заметных количествах), они не включались в перечень штатного вооружения корабля. Скажем, заявленное количество пушек линейного корабля — 84, а на самом деле там еще некоторое количество карронад присутствовало. Например, на линейном корабле Ее Величества «Виктори» (флагманский корабль Нельсона в Трафальгарском сражении) были установлены две 68-фунтовые карронады на полубаке, которыми англичане дали продольный залп вдоль палубы французского флагмана «Бюсантор» (Bucentaure). Заряд каждой из карронад состоял из 500 мушкетных пуль — представьте, что по вам одновременно выстрелил из мушкетов пехотный полк!

По своей конструкции карронады представляли собой короткий тонкостенный ствол с пороховой каморой меньшего диаметра, поэтому они заряжались небольшим количеством пороха. В результате ядро, выпущенное из карронады, обладало маленькой начальной скоростью, поэтому ущерб причинялся, в основном, из-за большой массы самого ядра, а вовсе не из-за его большой скорости. Как известно, кинетическая энергия для любого боеприпаса вычисляется по формуле:

E=m/2*V2,

где E — энергия ядра, m — его масса, V — его скорость.

Итак, кинетическая энергия ядра (а именно она и «проламывает» борт неприятельского судна!) зависит от произведения ½ массы на квадрат скорости. Таким образом, видно, что гораздо выгоднее увеличить скорость, а не массу ядра, т. к. в этом случае энергия ядра увеличится в квадрате. Повышение массы ядра гораздо менее эффективно, чем повышение его скорости, но в карронаде была заложена именно эта идея. В итоге эффективная дальность действия ядра, выпущенного из карронады, составляла всего лишь от половины до одной трети относительно ядра, выпущенного из обычной длинноствольной пушки такого же калибра. Однако тактика морских сражений конца XVII — начала XVIII века как раз предполагала артиллерийскую дуэль на довольно близких дистанциях (т. н. «половины пистолетного выстрела»), поэтому карронада оказалась весьма эффективна и этот ее недостаток был не столь ощутимым. Малый вес самого орудия «извинял» в какой-то мере недостаток дальнобойности, ведь на корабле каждая лишняя тонна груза — это снижение его ходовых характеристик: скорости и маневренности. Достоинством карронад было то, что из-за малого веса их можно было расположить на верхних палубах корабля без риска снижения его остойчивости, в то время как обычные пушки там расположить было невозможно, ставили лишь мелкокалиберную артиллерию или вообще ничего. Еще одним достоинством карронады было то, что для ее обслуживания требовался небольшой артиллерийский расчет, время на перезарядку карронады было меньше, чем на перезарядку обычной пушки. Именно поэтому карронады продержались на флоте почти сто лет и были сняты с вооружения лишь с распространением морской артиллерии нового поколения.

Кроме малой дальности выстрела, крупным недостатком карронады был риск, что при выстреле, из-за слишком короткого ствола, раскаленные частички порохового заряда попадут на легковоспламеняющиеся просмоленные части деревянного корабля и вызовут пожар.

Крепление карронад на кораблях было подобным креплению обычных пушек, но отличия все же существовали. Так, карронады устанавливали на ползуновых станках, а не на колесных, как пушки. Наведение карронады на цель осуществлялось вращением воротка, как в полевой артиллерии, а не с помощью деревянного клина, как это делалось у обычных корабельных пушек. Карронада крепилась к станку с помощью проушины (снизу ствола) и вставленной в нее оси , а не с помощью цапф, расположенных по бокам обычной длинноствольной пушки.

С самого начала карронады показали свою высокую эффективность и потому получили довольно быстрое распространение. Благодаря большой эффективности на коротких дистанциях в английском флоте карронада получила прозвище «The Smasher» (нечто сметающее все на своем пути). Успеху распространения карронад во флоте послужило также то, что как раз в то время боевую мощь корабля стали определять исходя из суммарного веса ядер, которую корабль мог выстрелить залпом. Появились даже корабли, вооруженные только карронадами, например, английский 56-пушечный линейный корабль «Глэттон» (Glatton).

Однако эйфория быстро сменилась разочарованием: корабли, обладавшие дальнобойной артиллерией могли расстреливать таких «карронадных» собратьев с дальней дистанции совершенно безнаказанно. В 1810-1820 годах произошел очередной шаг вперед в повышении точности морской артиллерии, что снизило боевую ценность карронад в современном морском сражении. В английском Королевском военно-морском флоте карронады окончательно сняли с вооружения в 1850-м году с введением стальных пушек системы Уильяма Джорджа Армстронга, хотя они еще использовались на некоторых судах и после этого времени, например, во время Гражданской войны за Независимость в США 1860-х годах.

 
(25 голосов, среднее 4.56 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (6 постов)

Комментарии  

 
# Klerckon 01.12.2010 22:15
А когда использвались карронады в российском военном флоте? Не устанавливали ли кароонады на русских торговых судах, например, на судах Российско-Американской компании?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить