Главная Морские легенды Летучий Голландец
003_5.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Летучий Голландец

PDF Печать
Автор: Валерий Потапов
Дата публикации: 01.08.2007 16:03
Последняя редакция 31.01.2011 12:39

Сегодня считается, что впервые легенда о «Летучем голландце», капитан которого проклял морскую стихию и был обречен вечно скитаться по морским просторам, никогда не приставая к берегу, появилась без малого триста лет назад.

За этот промежуток легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки. Теперь существует множество легенд о кораблях, носившихся по морским пучинам без экипажа, с одними мертвецами на борту.

В основе всех рассказов о «Летучем Голландце» — голландская легенда о капитане корабля, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс Доброй Надежды, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Офицеры корабля потребовали у капитана повернуть назад. О том же умоляли его матросы и пассажиры. Однако капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить парусов. Бешеные волны расшатали борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал паруса, но капитан стоял на своем, бросая вызов самому Господу Богу. Команда и пассажиры подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблем, но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт.

В тот момент, когда тело коснулось воды, облака на небе расступились, и на капитанский мостик спустилась призрачная фигура. «Ты очень упрямый человек, но я могу тебе помочь»,— сказал пришелец. Капитан ответил ему отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде,— прохрипел он.— Я никого никогда ни о чем не просил, убирайся, пока я не пристрелил и тебя тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди бури. «Желчь,— проговорила тень,— будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо — мясом! На лбу богохульника вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра».

В порыве безрассудства капитан вскричал: «Пусть! Мне все равно!» И вот уже много веков призрачный корабль «Летучий голландец» бороздит океаны, натянув все паруса, а мачты его судна скрипят от яростных порывов ветра. Вслед за «Летучим Голландцем» всегда идет мощнейшая буря, которая топит любой корабль. Говорят, что порой «Летучий Голландец» заманивает другие суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль-призрак обвиняют в том, что портится внезапно весь провиант. Бывало и так, что выглядевший вполне безобидно «Летучий Голландец» подходил к другому кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, корабль тут же шел ко дну.

Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на мостике, вцепившись в штурвал, наконец-то раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его команду — это скелеты, которые, улыбаясь, поднимают все новые и новые паруса.

Вероятнее всего эта легенда родилась в эпоху великих географических открытий, а исторической канвой для нее послужила экспедиция португальского капитана Васко да Гамы, который первым из европейцев в 1497 году смог обогнуть мыс Доброй Надежды.

Довольно быстро легенда прочно укрепилась во всех европейских портовых тавернах, постепенно обрастая все новыми и новыми подробностями и ужасами. Встретить на своем пути «Летучего Голландца» стало считаться чрезвычайно дурным знаком.

Широкую известность вне морской среды легенда получила благодаря немецкому поэту Генриху Гейне, который в 1830 году использовал ее в своем творчестве. А в 1843 году немецкий композитор Рихард Вагнер на эту же тему написал оперу «Летучий Голландец».

Сегодня считается, что впервые легенда появилась около трехсот лет назад. За этот промежуток легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки изначального повествования. Теперь существует множество легенд о кораблях, носившихся по морским пучинам без экипажа, с одними мертвецами на борту.



 
(355 голосов, среднее 4.79 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (51 постов)

Комментарии  

 
# kilolima 24.08.2011 07:55
основой для таких слухов служили реальные"Летучие Голландцы" парусники появляющиеся время от времени на торговых путях тех лет. В море сто причин(цинга,голод,ж ажда или бунт, компас сломался и заблудились) чтоб все погибли а корабль нет. Течение и ветер матыляет парусник по мировому океану. мрачное ободранное мертвое "корыто". жуткое зрелище. а моряку много и не надо. до самой смерти будет помнить и всем рассказывать как видел легендарный "Летучий Голландец")) и запомните: -------МЕРТВЫЕ НЕ КУСАЮТСЯ!---- ЖИВЫХ НАДО БОЯТЬСЯ...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Валерий Потапов 24.08.2011 16:53
1. Если кораблем не управлять, он затонет за несколько дней: либо его вынесет на скалы, либо разобьет волнами в первый же шторм.

2. От цинги и голода экипаж не может умереть быстро и полностью.

3. Жажда. Корабль снаряжают люди, которые немного смыслят в этом деле и они уж конечно предвидят это и предпринимают соответствующие меры.

4. Компас сломался. Даже без компаса и вообще безо всех навигационных инструментов более-менее опытный моряк способен направить корабль к суше, ориентируясь по небесным светилам.

5. Бунт. При бунте кто-нибудь да выживет, не может так что все друг друга убили.

6. Единственное хоть какое-то разумное объяснение - эпидемия. Но и в этом случае кому-то удавалось выжить и довести корабль до суши.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jeffer 16.06.2013 13:42
Цитирую Валерий Потапов:
3. Жажда. Корабль снаряжают люди, которые немного смыслят в этом деле и они уж конечно предвидят это и предпринимают соответствующие меры.


Day after day, day after day,
We stuck, nor breath nor motion;
As idle as a painted ship
Upon a painted ocean.

Water, water, every where,
And all the boards did shrink;
Water, water, every where,
Nor any drop to drink.

- С.Т. Колридж, The The Rime of the Ancient Mariner.
Конечно, это художественное произведение, но ничего невозможного тут нет - затянувшийся штиль и гибель от жажды.

Цитата:
5. Бунт. При бунте кто-нибудь да выживет, не может так что все друг друга убили.

Например, выживший(-ие) умерли от ран. Либо были не в состоянии управлять судном, чтоб привести его к берегу, в итоге также умерли.

Понятно, что такие случаи должны быть очень редки, но за века мореплавания они вполне могли иметь место; в статье описано четыре реальные находки судов без экипажа либо с мертвым экипажем, и это только в 19 веке! Ну, а в предшествующие века подобные встречи в океане неизбежно обрастали устрашающими и мистическими "подробностями". :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ФУФ 13.10.2011 08:28
все военные корабли в британском флоте именовались "Marlborough" а не Marlboro. То что корабль с таким названием не британский думаю наверняка никто не решится сказать. Думается что и гражданский корабль тоже назвали бы правильно, так что, учитывая доводы предыдущего "оратора", думаю выдумка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# NEOSadist 17.04.2012 20:25
соглашусь с 6 пунктами, я тоже моряк и знаю что в море не олухи идут, к этому готовятся и все предусмотрено. И если корабль на плаву то у него всегда есть шанс, но без экипажа ему беда. Дрейф стремительно разобьет о рифы за несколько дней.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Стоимость, нередкими являются случаи ремонта стиральных машин samsung.