Главная Типы кораблей Каравелла (нао)
003_4.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Каравелла (нао)

PDF Печать
Автор: Валерий Потапов
Дата публикации: 19.06.2006 01:39
Последняя редакция 30.11.2009 15:42
Каравелла ранней постройки Каравелла ранней постройки

Каравелла (нао) — судно, широко известное в истории мореплавания. На таких судах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан. Мореходные качества каравеллы, по сравнению с существовавшими в то время судами, были значительно выше. Скорость хода их достигала 14-15 узлов. По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла». Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов.

Примечательно, что современники Колумба и да Гамы не различали каравеллы и каракки, называя и те другие словом «нао», что означало просто «корабль», подразумевая судно, способное к долгому морскому путешествию.

Первоначально каравеллы были легкими однопалубными кораблями водоизмещением в 50-70 тонн, длиной 20-30 метров, с тремя или четырьмя мачтами и латинскими парусами. Относительно высокие мачты и наличие бушприта позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус. Удачно была решена и конструкция корпуса каравеллы. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей остойчивостью — качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля, набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ «карвель», или «кравеель». Название обшивки позже перешло в наименование типа судов — каравелла.

Во второй половине XV века первоначальный тип каравелл значительно изменился. Появились каравеллы с прямыми парусами, которые ставились на фок- и грот-мачтах в два яруса. Латинский парус остался только на бизани. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом — заменой досок корпуса, конопаченьем швов, починкой такелажа и парусов и т. д.

 
(47 голосов, среднее 4.21 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (3 постов)

Комментарии  

 
# Аня 08.12.2010 18:19
так кто изоьрёл каравеллу а? :o
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Валерий Потапов 08.12.2010 18:40
Цитирую Аня:
так кто изоьрёл каравеллу а? :o


А кто "изобрел" колесо?
Вопрос некорректный. Не было такого человека, который бы вот так сидел и "изобретал" каравеллу. Она, как и любой другой корабль, есть плод постепенной эволюции и работы множества корабелов разных стран. Они друг у друга заимствовали какие-то удачные решения и на каком-то этапе стали строить такие корабли, которые стали называть "каравеллами". И, как я уже написал в статье, процесс на этом не остановился, и ранние каравеллы от поздних отличались очень существенно.
Это только в компьютерных игрушках можно всять и "изобрести" каравеллу. В реальной жизни все постепенно.
-Ты что делаешь?
-Я? Каравеллу изобретаю!
Глупо звучит, верно?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# элой 20.12.2010 20:56
Суда с прямыми парусами на фок-мачте и гроте, а на бизане с латинским скорее назывались каракками. А в 16 веке усовершенствование каракки рождает новый тип судна-флейт с революционным для того времени штурвальным колесои и составными мачтами(стеньгами) :D
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Василий Кошкин 21.09.2012 17:54
каравелла (caravel) это от русского "корабль" просто русское слово написанное латинскими буквами.
также как:
кавалер (caval) - от кобыла
east, ost - от восток
hadr, hertz - от сердце
place - от площадь
и еще тысячи других слов.
Кто хочет разобраться скачайте фильмы Фоменко и Носовский "Новая Хронол ;-) огия"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить