003_7.gif
Внимание! Если вы заметили в тексте опечатку, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter.


Флейт

PDF Печать
Автор: Валерий Потапов
Дата публикации: 19.06.2006 01:58
Последняя редакция 30.11.2009 16:48
Флейт на ходу Флейт на ходу Флейты на якорной стоянке Флейты на якорной стоянке

Флейт (fleut) — тип парусного судна, созданного в Голландии в конце XVI века. Обладая хорошими парусными качествами, большой мореходностью и довольно большой путевой скоростью, флейты быстро завоевали славу надежных судов.

Парусное вооружение флейта состояло из трех мачт, из которых фок- и грот-мачта несли по три ряда прямых парусов, а бизань-мачта — латинский парус и выше его прямой парус (крюйсель); на бушприте кроме блинда был установлен еще один парус бом-блинд. Первый флейт был построен в 1595 году в г. Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зейдер-Зе. Впервые в такелаже были введены изобретенные в 1570 году стеньги.

Важнейшими новшествами в конструкции флейта было, во-первых, значительное увеличение длины корпуса по отношению к ширине, что, уменьшив коэффициент сопротивления корпуса судна при движении, естественно повысило его ходкость; во-вторых, увеличение высоты мачт за счет изготовления их составными упростило их замену при ремонте; в-третьих, укорочение длины реев позволило применить более узкие и удобные в обслуживании паруса, а это сократило число матросов и необходимый запас продуктов и воды; в-четвертых, взамен румпеля для поворота руля был установлен штурвал.

Еще одной отличительной особенностью флейта являлась его форма корпуса — раздутая к ватерлинии, она имела заметный завал бортов кверху, в итоге в сечении корпус представлял собой грушевидную форму. Такая форма не только улучшала остойчивость судна, но и позволяла хитрым голландцам платить меньше таможенных пошлин, поскольку некоторые европейские страны (и первая из них — Дания) расчитывали величину пошлины исходя из площади верхней палубы. А у флейта площадь верхней палубы была меньше площади трюмных палуб. Соответственно, товаров флейт перевозил много, а платить за них надо было меньше.

Флейты начала XVII века имели длину около 40 метров, ширину около 6,5 метров, осадку 3 — 3,5 метров, грузоподъемность 350-400 тонн. Для самообороны на них устанавливали 10-20 пушек. Экипаж состоял из 60-65 человек. Эти суда отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью и большой вместимостью и потому использовались главным образом в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

 
(33 голосов, среднее 4.36 из 5)

Обсуждение этой статьи на форуме. (0 постов)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить